Портбукеты XIX-XX веков китайских, индийских и европейских мастеров представят в Эрмитаже

Санкт-Петербург. 26 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Эрмитаже во вторник состоится торжественное открытие выставки портбукетов XIX - начала XX веков из коллекции Кенбер, сообщает пресс-служба музея.

Выставка посвящена элегантным дамским аксессуарам для ношения миниатюрных букетов из живых цветов. Произведения ювелирного искусства преимущественно XIX века, портбукеты держали в руке, прикрепляли к корсажу или к прическе. Их брали с собой на прогулку, в театр и на бал; дамы обменивались портбукетами во время визитов.

В декоре изделий использовались золото, серебро, слоновая кость, коралл, фарфор, стекло, драгоценные камни.

На выставке в Синей спальне будет представлен 131 портбукет из собрания Кенбер, выполненные из разных материалов в разных техниках мастерами Западной Европы, Китая, Индии, России. В дополнение к этому комплексу будут также выставлены 19 портбукетов из собрания Эрмитажа.

"В определении термина "портбукет" долгое время не было ясности. Как следует из самого слова "портбукет" (фр. porter - носить, bouquet - букет), это предмет для ношения цветов, который имел несколько способов фиксации. Портбукет можно было держать в руке, прикреплять к одежде или к длинной ручке. Наиболее сложные модели имели ножки, которые позволяли превращать их в вазочки для цветов", - отмечают в пресс-службе.

Считается, что портбукеты появились в эпоху Людовика ХIV не только во Франции, но и в других странах, в ХVIII веке покорили Россию, а в первой четверти ХIХ столетия достигли Америки. Пик интереса к этим изящным вещицам падает на ХIХ век, особенно на середину и вторую половину столетия - время, когда новаторские достижения техники соединились с возросшими эстетическими потребностями в украшении дамского костюма.

Формы и декор портбукетов эволюционировали вместе с техниками и вкусами XIX века. Обязательным элементом портбукета была верхняя часть - вазочка, которая могла состоять из нескольких пластинок, иметь форму конуса или рога. Сам сосуд для цветов делался из одного или двух материалов, обычно богато декорировался эмалями, камнями, жемчугом и мог дополняться зеркальцами, миниатюрами, визитницами.

Цветы в портбукете фиксировались булавкой, вставлявшейся в одно или несколько отверстий в вазочке, но иногда использовали крючок или зажим. Чаще всего булавка прикреплялась к вазочке или центральному ободку. Цепочка соединяла центральный ободок или ручку с простым или декорированным кольцом. Это кольцо можно было носить на пальце или прикреплять к шатлену.

"Большая часть эрмитажных портбукетов в стилистическом плане относится к эпохе историзма - времени расцвета портбукетов. В одних чувствуется увлечение орнаментальными мотивами стиля рококо, в декоре других проскальзывают элементы готического искусства. Восточные вещи отличаются тончайшей филигранью из серебряной нити; для многих европейских произведений характерны чеканка, литье, рельефная проработка металла", - говорится в сообщении.