Санкт-Петербург. 31 января. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Николаевском зале Эрмитажа представили отреставрированные в Лаборатории научной реставрации станковой живописи полотна.
Как сообщает пресс-служба Эрмитажа, это два портрета братьев Орловых кисти датского художника Вигилиуса Эриксена (1722-1782) и полотно "Таинство покаяния" немецкого художника Фридриха Овербека (1789-1869). Эти полотна, прошедшие полную реставрацию, впервые за многие годы предстали перед зрителем.
Десятилетиями картины хранились накатанными на валы. Большей частью такой способ хранения является вынужденной, временной мерой и обусловлен рядом причин. Одна из них - необходимость транспортировки картины, имеющей в высоту и ширину несколько метров. Другая причина - отсутствие условий, а именно пространства для хранения произведения иным способом.
Картина Овербека "Таинство покаяния" (1864) является авторским повторением одного из семи картонов на сюжет семи таинств, по которым предполагалось выткать шпалеры подобные знаменитым коврам Рафаэля, что осуществлено не было. Тогда же граф В.Орлов-Давыдов заказал художнику живописное монохромное повторение картона, доставленное в Россию в 1864 году.
Алексея и Григория Орловых портретист Эриксен изобразил на придворной карусели 1766 года: старшего Орлова - в костюме римлянина, младшего - в костюме сарацина.
В 2010 году художники-реставраторы Лаборатории приступили к работе над картинами Эриксена "Портрет А.Г. Орлова в турецком костюме" и "Портрет Г.Г. Орлова в римском костюме". Крупномасштабные парадные портреты (каждый около 390 х 360 см) впервые с 1960-х годов были сняты с валов и обследована их сохранность.
"После раскрытия с вала портрета Алексея Орлова были обнаружены жесткие деформации основы, следы плесени на позднейшей вставке холста, утраты красочного слоя и грунта, поздние реставрационные записи, широко перекрывавшие авторскую живопись, изменившиеся в цвете и тоне", - говорится в сообщении.
После укрепления красочного слоя и живописи была удалена вставка холста XIX века с реставрационными прописками. Картина дублирована на новый холст и натянута на новый подрамник, утончен лак по всей поверхности и удалены потемневшие записи. В ходе раскрытия живописи была выявлена частично сохранившаяся авторская подпись "Vigil...".
Портрет Г.Орлова помимо полного комплекса технической реставрации нуждался в особой программе живописной реставрации, поскольку в ходе раскрытия живописи были выявлены реставрационные правки XIX века. Был грубо изменен авторский рисунок изображения головы и гривы лошади, красного плаща, плюмажа и других мелких деталей. Реставраторы Эрмитажа выровняли слой пожелтевшего старого лака и удалили поздние старые записи, раскрыв оригинальное авторское исполнение.
Крупноформатное произведение Овербека "Таинство покаяния" находилась на валу с 1930-х годов, по причине чего на картине образовались многочисленные устойчивые деформации основы, утраты, кракелюр, потертости красочного слоя, въевшиеся загрязнения. Программа реставрации картины включала в себя укрепление красочного слоя и грунта, устранение деформаций холста, дублирование реставрационных кромок, изготовление нового подрамника.
Ряд реставрационных мероприятий и методик носил уникальный характер. Впервые в практике Лаборатории был применен специальный адгезив "Lascaux" для предупреждения возникновения новых деформаций тонкого авторского холста. Технико-технологические особенности данного полотна поставили реставраторов перед необходимостью разработки способа укрепления масляной живописи.
"Помимо картин, представленных в Николаевском зале, на постоянной экспозиции в портретной галерее дома Романовых в Зимнем дворце находятся снятые с валов и отреставрированные портреты нидерландской королевы Анны Павловны Н. Кейзера и Александры Федоровны с детьми работы Д. Доу, а в зале Итальянской майолики представлена картина Гарофало "Аллегория Ветхого и Нового завета", - отмечают в пресс-службе..