Стрельна. 28 января. ИНТЕРФАКС - Президент РФ Владимир Путин вместе с президентом Белоруссии Александром Лукашенко в воскресенье принимают участие в церемонии ввода в опытную эксплуатацию нового зимовочного комплекса станции "Восток" в Антарктиде.
Путин и Лукашенко из Константиновского дворца в режиме видеоконференции вышли на связь со станцией.
"Открытие нового зимовочного комплекса на легендарной станции "Восток" - это событие большое и знаменательное и для наших ученых-полярников, думаю, и для всей страны", - отметил Путин.
Он подчеркнул, что еще до недавнего времени условия на станции были весьма скромными и аскетичными, далеки от современного уровня комфорта.
"Последний капитальный ремонт был здесь более 40 лет назад, первые строения, насколько я знаю, уже под снегом давно погребены, даже чуть более поздние - частично или полностью погружены до 5 м в снег", - заметил Путин.
Сейчас, добавил глава государства, ситуация изменилась, возможности станции увеличились на порядок. "Сегодня она в Антарктиде одна из самых современных и хорошо оснащенных, поэтому особые слова благодарности хотел бы адресовать всем, кто внёс свой вклад в создание этого нового зимового комплекса, в том числе, конечно, компании "НОВАТЭК"", - отметил президент РФ.
Всё оборудование, заметил Путин, российского производства. "Компания вложила в этот проект несколько миллиардов рублей и полностью передала это в собственность государства", - сказал Путин, поблагодарив "Новатэк" (MOEX: NVTK).
Строительство нового зимовочного комплекса (НЗК) станции Восток - российский флагманский проект в Антарктике, который был реализован в рамках государственно-частного партнерства.
В Антарктике работают пять круглогодично действующих российских научных станций. Самая южная - внутриконтинентальная станция "Восток", которая была основана в 1957 году. За время работы станция пережила две реконструкции - в 1974 и 1982 годах, и три консервации.
В настоящий момент "Восток" не удовлетворяет современным требованиям к эксплуатации, изношенность станции превышает 90%.
Первые строения станции давно находятся под толстым слоем снега, а более современные - частично или полностью погружены в снег на глубину до 5 метров.
Перемещение между строениями осуществляется по вырубленным полярниками в снегу и льду туннелям.
В 2012 г. на "Востоке" было совершено важное мировое научное открытие. Российские ученые, пробурив более 3700 метров льда, достигли поверхность уникального реликтового озера, названного в честь станции - Восток.
Проводимые на станции исследования имеют большое научное и прикладное значение, дают ключ к пониманию истории жизни нашей планеты.
В 2015 году председатель правления ПАО "НОВАТЭК" Леонид Михельсон выступил с инициативой построить новый зимовочный комплекс станции Восток. Это предложение было рассмотрено на заседании попечительского Совета РГО и поддержано президентом РФ.
Для облегчения сборки станции в трудных условиях Антарктиды была выбрана блочно-модульная конструкция. Новый комплекс состоит из 5 блоков общей площадью более 3 тыс. метров, он оснащен современной лабораторией для научных исследований, кабинетами и жилыми комнатами, с возможностью размещения до 15 человек в зимний период и до 35 человек в летний, зонами отдыха и занятий спортом, медицинским блоком с новейшим оборудованием для проведения операций и стоматологическим кабинетом.
В НЗК также спроектированы помещения для размещения систем жизнеобеспечения комплекса и проведения научных исследований. Комплекс стоит на опорах, которые позволяют регулировать его высоту в зависимости от уровня снежного слоя. Все оборудование в условиях континентальной Антарктики, куда зимой нельзя попасть, дублировано, а для обеспечения электричеством предусмотрено 5-ти кратное резервирование.
Новый комплекс антарктической станции Восток был создан на частные средства, после этого была проведена контрольная сборка на заводе ООО "ОЗСК" в Гатчине и НЗК был передан в собственность государства.
Доставка модулей на станцию проходила непросто, в октябре 2020 г. блоки станции были отправлены на атомном лихтеровозе "Севморпуть", но в районе Анголы из за поломки на судне, был вынужденный возврат груза в Санкт-Петербург.
В октябре 2021 года была предпринята следующая попытка. Но в связи со сверхтяжелыми ледовыми условиями при подходе к Антарктиде проводка заняла на 3 недели дольше планировавшихся сроков. В итоге, разгрузка судов в районе станции "Прогресс" началась в конце ноября 2021 года. Дальнейшая доставка грузов в глубь континентальной Антарктиды на станцию "Восток" осуществлялась санно-гусеничными походами, которые были специально спроектированы, предварительно испытаны и способны перевозить груз весом до 60 т.
Расстояние между прибрежной станцией "Прогресс" и станцией "Восток" составляет около 1450 км по ледяной пустыне с разнородными характеристиками трассы, подъемом до высоты 3500 м над уровнем моря, заструги - вытянутые вдоль ветра узкие и твёрдые снежные гребни длиной до нескольких метров и высотой местами до 1,5 м, рыхлые снега.
Передвижение осуществлялось в условиях низких температур, на участке ближе к станции летим она опускалась ниже - 50 С.
Для возможности работы на станции "Восток" люди проходили специальную подготовку, включающую восхождение на Эльбрус, так как, находясь на станции, они фактически строят на вершине горы.
Строители работали в 2 смены при температурах ниже -30о С и давлении около 400 мм рт. ст. Грузоподъемные операции осуществлялись кранами грузоподъемностью 80 тонн, изготовленные в Челябинске специально для работ в Антарктиде.
На зимовку 2023 годы остались 22 строителя для завершения всех работ. Во время зимовки с апреля по август в Антарктиде царит полярная ночь, а температура на станции "Восток" опускается ниже - 80о С.
Первые три блока НЗК подготовлены к вводу в опытно-промышленную эксплуатацию, на которые планируется поэтапно перенести все научные программы, а за летний сезон 2023-2024 гг. собраны оставшиеся 2 блока "А" и "В" "Востока".