Калининград. 24 марта. ИНТЕРФАКС - Калининградские компании прекратили использовать железную дорогу для доставки металлопроката в регион, сообщил генеральный директор Балтийского металлообрабатывающего кластера (БМК), в который входят 14 крупных и средних компаний, Олег Чернов на своей странице в "ВКонтакте".
"Фактически транзит через Литовскую Республику для нас (БМК - ИФ), по-прежнему, закрыт. Даже при наличии квот, выделенных соседями на этот сезон, наши резиденты (БМК - ИФ) не рискуют ими воспользоваться. Собственники вагонов, зная, на какие "сюрпризы" способен наш прибалтийский "сосед", закладывают настолько баснословные штрафы за малейший простой, что калининградские металлотрейдеры даже не рассматривают возможность транзита через территорию Литвы. Это делает данный маршрут не только экономически невыгодным, но и крайне рискованным для бизнеса", - написал Чернов.
По его словам, не менее сложная ситуация складывается с использованием железнодорожного транспорта для доставки грузов по территории России до портов Санкт-Петербурга, а затем морем - в Калининград.
В течение последнего квартала 2024 года ситуация с железнодорожными перевозками значительно ухудшилась из-за массовых задержек вагонов. Грузы простаивали в отстойниках по три-четыре недели, что привело к значительным штрафным санкциям, которые трейдерам приходилось покрывать за счет собственных ресурсов. Такие задержки не только увеличивали издержки, но и нарушали логистические планы, создавая дополнительные риски для бизнеса, пояснил эксперт.
В результате в 2025 году резиденты кластера приняли решение полностью отказаться от использования железнодорожного транспорта, переключившись на альтернативные варианты доставки. Основной акцент был сделан на автомобильные перевозки по территории России с последующей перегрузкой на сухогрузы в портах Санкт-Петербурга. Этот маршрут доказал свою надежность и предсказуемость, что особенно важно в условиях нестабильной внешней среды, подчеркнул Чернов.
"Таким образом, отказ от транзита через Литву и железнодорожных перевозок стал вынужденной, но логичной мерой для калининградских металлотрейдеров. Это подчеркивает необходимость дальнейшего развития альтернативных логистических маршрутов и укрепления сотрудничества с надежными партнерами, чтобы минимизировать риски и обеспечить стабильность поставок", - заключил гендиректор кластера.
Значимость калининградской грузовой морской линии повысилась после того, как летом 2022 года Литва ввела ограничения на железнодорожный и автомобильный транзит подсанкционных грузов с определенными оговорками и квотами на объемы различных грузов. При этом транзит через Литву подсанкционных грузов автотранспортом запрещен.
На конец февраля года морские перевозки грузов между Калининградской областью и основной территорией России обеспечивали в общей сложности 28 сухогрузов и паромов. Они работают на нескольких регулярных линиях: Усть-Луга - Балтийск, Бронка - Калининград, Санкт-Петербург - Балтийск, Санкт-Петербург - Калининград, Санкт-Петербург - Пионерский.