*** Члены германского парламента не смогли сдержать слез во время выступления писателя
Берлин. 27 января. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Писатель Даниил Гранин выступил в понедельник, день 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в германском Бундестаге в Берлине.
Как передал корреспондент "Интерфакса", Д.Гранин выступил с докладом на "Часе памяти" в честь освобождения Ленинграда перед парламентом Германии и канцлером Ангелой Меркель.
В своем выступлении Д.Гранин особо подчеркнул, что выступает в Берлине не как писатель, а как обычный солдат, участник тех страшных событий, их непосредственный свидетель.
Д.Гранин рассказал, что ленинградцы начинали терять силы уже осенью 1941 года, после начала блокады. "Люди начинали терять силы, но продолжали работать, ходить на предприятия. И тут - все это в подробностях я узнал намного позже - Гитлер приказал в город не входить. Ждали, что наступающий голод и морозы заставят город капитулировать. Фактически, война становилась не войной. Война со стороны противника становилась ожиданием - довольно комфортным ожиданием - капитуляции", - сказал Д.Гранин.
При катастрофической малой норме питания люди быстро тощали, становились дистрофиками и умирали, отметил Д.Гранин.
"За 25 дней декабря умерло 40 тысяч человек, в феврале ежедневно от голода умирали 3,5 тысячи человек. Люди в дневниках уже писали: "Господи, дожить бы до травы". Ждали, когда появится зеленая трава. Всего умерло от голода примерно 1 миллион человек", - сказал Д.Гранин.
По его словам, на состоянии здоровья и духа ленинградцев сказывался не только голод, но и морозы, отсутствие воды. Д.Гранин поделился с Бундестагом некоторыми подробностями и воспоминаниями тех лет и более позднего периода, когда он с Алесем Адамовичем собирал материал для "Блокадной книги".
"Хочу рассказать некоторые подробности жизни, которых нет в книгах и описаниях того, что творилось во время блокады в квартирах. Как люди жили? Дьявол блокады кроется во многом именно в этих подробностях. Где брать воду? Люди ходили к реке, делали проруби, пытались ведрами достать воду, несли домой эти ведра. Представьте подниматься на 4, 5, 6 этаж с этими ведрами... Кто жил подальше - собирали снег и должны были его топить. Топили на "буржуйках". А чем топить, где брать дрова? Ломали мебель, взламывали паркеты, разбирали и деревянные строения в городе", - сказал Д.Гранин.
"Спустя 35 лет после войны мы с писателем Адамовичем начали опрашивать блокадников о том, как они выживали, что творилось с ними. Там были поразительные, беспощадные откровения. У матери умирает ребенок, ему 3 года. Мать кладет труп между окон и каждый день отрезает по кусочку, чтобы кормить дочь, спасти хотя бы ее. Дочь не знала подробностей, ей было 12 лет. А мать все знала. Не позволила себе умереть, сойти с ума. Дочь эта выросла, и я с ней разговаривал. Тогда она не знала, чем ее кормят. А теперь уже, спустя годы, узнала", - рассказал писатель.
Он вспомнил также, что, приезжая в Ленинград с фронта по штабным заданиям, видел "горы трупов", которые лежали под простынями. У людей уже не было сил выкапывать могилы в оледеневшей земле, поэтому трупы просто свозили поближе к кладбищам.
Д.Гранин подчеркнул, что именно тогда заметил, как изменилась человеческая сущность, каким стал ленинградец. "Главным героем в городе оказался безымянный прохожий, который пытался поднять упавшего дистрофика, повести его в пункты, где давали кипяток - и больше ничего. Этот кто-то - это было проснувшееся в людях сострадание. Это самый важный герой блокадной жизни", - подчеркнул Д.Гранин.
"Это история совести, желание "не расчеловечиться", - оно сохранялось у всех. Я всегда спрашивал: как вы выжили? Интересно, что их рассказов многих людей видно, что выживали большей частью те, кто спасал других. Спасали, ходили в очередь, ухаживали... Спасались те, кто спасали других", - отметил писатель.
Выступление Д.Гранина было встречено овациями. Во время речи писателя слушатели были поглощены его речью, некоторые из членов парламента не могли сдержать слез.
Д.Гранин родился 1 января 1919. В 1940 году окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института, работал на Кировском заводе. Оттуда ушел на фронт в составе дивизии народного ополчения, воевал на Лужском рубеже, затем на Пулковских высотах. Затем был откомандирован в Ульяновское танковое училище, воевал в танковых войсках, был командиром роты тяжелых танков.