Санкт-Петербург. 5 августа. ИНТЕРФАКС - Сбербанк России планирует внедрить новую модель кредитования малых предпринимателей - обслуживать потенциальных заемщиков в местах ведения ими бизнеса, сообщил заместитель председателя Северо-Западного банка Сбербанка России - куратор корпоративного блока и блока CIB Владимир Слипенькин журналистам в пятницу.
"В Сбербанке грядут новации, будем менять работу с малым бизнесом. Раньше, условно, мы работали по принципу "приходите к нам". В ближайшем будущем будем работать по принципу "мы идем к вам". Раньше работали активно - клиент к нам приходил, мы выясняли потребности, продавали продукты. В скором времени будем работать проактивно: больше времени проводить в месте ведения бизнеса клиента, приходить с готовым продуктовым предложением - понимая его обороты, специфику ведения бизнеса предложим готовое решение, которое, по нашему мнению, будет ему интересно. Путем уточняющих вопросов будем (на месте - ИФ) проводить некий тюнинг продуктов", - сказал В.Слипенькин, добавив, что в процесс перехода на новую систему в настоящее время вовлечен весь Сбербанк, по всей стране.
По его словам, новый формат кредитования предполагает использование специализированного программного обеспечения и устройств. "Дорогой костюм и портфель менеджера банка не гарантирую, но он придет в магазинчик и будет встречаться с владельцем. Будет специальное ПО. Наш менеджер будет ходить с планшетом, будет готов отрабатывать заранее подготовленные продукты. В этой модели каждый менеджер будет знать свою роль в процессе", - сказал В.Слипенькин.
К настоящему времени Сбербанк уже разработал и апробировал основные технологии выездного кредитования. "С некими прототипами таких инструментов мы познакомились, мне очень понравилось. Мы в Поволжье с руководителями корпоративного блока всего Сбербанка посещали два магазинчика, пытались привлечь клиента на обслуживание", - сообщил зампред Северо-Западного Сбербанка.
Он не уточнил конкретные сроки внедрения новой системы, сказав, что переходный процесс может занять ближайший год: "Нет такого, что "с первого числа мы начинаем". В 2018 году точно будем жить по-другому".
В.Слипенькин признал, что в настоящее время кредитование малого бизнеса занимает незначительную долю корпоративного кредитного портфеля Сбербанка, при этом банк чувствует конкуренцию за заемщиков из данного сегмента с другими банковскими учреждениями.
"Сегодня малый бизнес в основном дает нам пассивы и доходы, связанные с транзакционным обслуживанием. Это эквайринг, зарплатные проекты, все, что связано с банковскими картами. Кредитование занимает не очень большую долю портфеля. За клиентами из малого бизнеса есть конкуренция между банками", - пояснил В.Слипенькин.
К сложностям перехода на новую модель он отнес "совмещение затраты на обслуживание кредитов (оценка рисков, сопровождение) с количеством клиентов, с которыми предстоит работать".
Как сообщалось ранее, накануне глава Сбербанка Герман Греф заявил, что кредитный портфель малому бизнесу убыточен, и это самый большой вызов для банка.
"Мы понимаем, что мы крупнейший банк, и мы расположены на всей территории страны, и на нас особая ответственность по работе с малым бизнесом. Мы сейчас много ресурсов на это направляем, и я тоже надеюсь, что до конца этого года мы придумаем какие-то новые технологии, которые позволят это делать", - говорил Г.Греф.
В июне 2016 года вице-президент, начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка РФ Андрей Шаров сообщил, что банк разрабатывает новый кредитный процесс для малого и среднего бизнеса, в рамках которого компании, ведущие бизнес "вбелую", могут получать кредиты без предоставления в банк документов. В то же время непрозрачные компании постепенно будут ограничиваться в доступе к кредитным ресурсам.
"Обратной дороги не будет, кто не будет так (прозрачно - ИФ) вести бизнес, не сможет кредитоваться в банке", - говорил А.Шаров. По его словам, в рамках построения нового кредитного процесса будет сохранен переходный период на 5-7 лет для компаний, не ведущих бизнес "вбелую" в настоящее время.