Северо-Запад / Новости 4 апреля 2025 г. 12:44

Схему мошенничества с наложенным платежом, жертвами которой стали тысячи россиян, раскрыли в Петербурге

Санкт-Петербург. 4 апреля. ИНТЕРФАКС - Полиция Петербурга выявила причастных к масштабному мошенничеству с наложенным платежом и добилась искоренения схемы преступления, сообщил старший следователь 4-го отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ регионального главка МВД Артем Стукалов.

В преддверии Дня образования органов предварительного следствия в системе МВД России, который отмечается 6 апреля, Стукалов сообщил "Интерфаксу", что группа аферистов работала на территории города в течение четырех лет. Как установило следствие, фигуранты создавали фейковые интернет-магазины с товарами народного потребления, где продавали в том числе одежду, текстильные изделия и радиоэлектронику. Площадки продвигали с помощью контекстной рекламы. Покупателей привлекали заниженной ценой, подарками, "выгодными акциями" и "уникальными предложениями".

Заинтересовавшись, пользователи оставляли заявки на сайтах "магазинов". Им перезванивали из колл-центра, который, по информации полиции, работал в Молдове. Представители "торговых площадок", убеждая покупателей, использовали психологические манипуляции; условия акций при этом разъясняли не полностью, из-за чего клиенты переплачивали.

Товары отправлялись наложенным платежом через Почту России. По словам Стукалова, в посылках были подложные товары - дешевые аналоги заказанного. Чтобы получатель не заподозрил обман и не отказался от посылки до оплаты, в коробки клали довесок.

"Вместо штор, например, присылали обрезки ткани; к ним добавляли декоративные камни или грунт и семена - якобы подарок. Интересно, что покупателям обещали семена клубники, но обманывали даже в этом и присылали семена репы, которые дешевле. Кроме утяжеления коробки, мошенники решали еще одну задачу: они рассчитывали, что смогут подстраховаться, сослаться на ошибку и избежать уголовной ответственности", - сказал следователь.

Обманутые покупатели пытались вернуть деньги через почту, но она в этой ситуации выступала только курьером. Связаться с продавцами было невозможно: на сайтах указывались недостоверные реквизиты юрлиц, а номера телефонов были недоступных для входящих звонков. Когда в интернете появлялись массовые негативные отзывы и жалобы на мошенничество, преступники меняли доменные имена сайтов и продолжали деятельность, добавил Стукалов.

Жертвами аферистов стали жители многих регионов страны. "По предварительной оценке, это более 900 тыс. человек. Около 40% - пенсионеры, люди с низким доходом. Средняя сумма ущерба составила 3,5-5 тыс. рублей", - сказал следователь.

Вероятные участники преступной схемы, включая авторов и организаторов, установлены и задержаны. Фигуранты признали вину, раскаялись, возместили ущерб и принесли извинения. Дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество), объем которого превысил 140 томов, передано в суд для рассмотрения по существу, уточнил Стукалов.

Взаимодействие с Почтой России во время расследования позволило добиться изменения правил оказания услуг почтовой связи: в 2023 году получателям посылок с наложенным платежом разрешили проверять содержимое и только после этого платить.

"Следствием в адрес Почты России вносились представления - с фактурой, а не домыслами, - что мошенники могут отправлять таким образом подложные товары, и клиенты фактически не защищены. На рассмотрение оператора удалось внести предложение, которое было удовлетворено. Это позволило уничтожить сам способ такого мошенничества. Теперь преступники не смогут раскрутиться, продавать что-то - слишком много будет отказов, что нерентабельно для получения преступной прибыли", - поделился Стукалов.

Он добавил, что в целом мошенничества с онлайн-магазинами в регионе стало меньше, поскольку посылки со многих площадок теперь можно вскрывать до оплаты и при получении.

Тем не менее риск нарваться на аферистов есть. Покупателям товаров в интернете следует с осторожностью относиться к магазинам, которые предлагают товары значительно дешевле, чем у конкурентов. Также должны насторожить отсутствие курьерской доставки и самовывоза, информации о продавце, чрезмерная настойчивость менеджеров и требование предоплаты.