Санкт-Петербург. 16 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Петербурге начались работы по монтажу скульптур грифонов на Банковский мост, сообщает пресс-служба городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Реставрация грифонов впервые за историю их существования с 1828 года выполнялась в условиях мастерской.
"Мы сегодня действуем в режиме примерки. Скульптуры очень сложные, и нам нужно убедиться, что ванты окажутся именно в пасти грифонов. Закончить работы планируется в июне. Еще требуется зачеканить все швы, смонтировать фонари, еще раз покрасить скульптуры и нанести финишную отделку для того, чтобы грифоны простояли еще лет двести", - цитирует пресс-служба председателя КГИОП Сергея Макарова.
Цвет скульптур изменился. Привычный всем зеленоватый цвет они обрели только в послевоенные годы. На основании архивной иконографии принято решение о возвращении к исторической окраске под равномерно патинированную бронзу.
Внутри грифонов находятся несущие конструкции моста, которые удерживают ванты и уходят в землю. Демонтаж скульптур позволил полноценно обследовать конструкции Банковского моста и выполнить его капитальный ремонт (последний раз он проводился в 1976 году).
После монтажа основных частей скульптур будут выстроены тепляки для нанесения финишного отделочного слоя и герметизации швов. Также будет выполнена сборка и установка фонарей на головах грифонов.
Скульптуры находились в аварийном состоянии. Движение и проседание грунта вызывало подвижки частей скульптур. В итоге из-за вертикальных и горизонтальных нагрузок были значительно увеличены зазоры между швами. При условии зимнего цикла "замораживания и оттаивания", при попадании влаги внутрь конструкции, происходил постепенный разрыв и увеличение расхождений и трещин.
Скульптуры были сильно загрязнены, на постаментах были надписи аэрографом, пятна краски, биозагрязнения.
Методом капиллярного контроля были получены полные данные обо всех видах дефектов (трещин, отверстий, лощин, каверн) скульптур, составлены картограммы. Проведено 3D-сканирование поверхности металла с целью 3D-принта фрагментов воссоздания и создания проекта сборки.
В настоящее время выполнено золочение сусальным золотом гребней, коронок. Перед золочением медных выколотных крыльев вручную была проведена расчистка поверхности от загрязнений и старой позолоты.
"После демонтажа грифонов и снятия плинтов с постаментов в них обнаружилось множество камней, монеты и записки, которые будут переданы пользователю памятника - Государственному музею городской скульптуры. Записки с личными данными будут сохранены в тайне. А наиболее интересные и по которым невозможно идентифицировать автора, предполагается музеефицировать и представить на всеобщее обозрение", - говорится в сообщении.
Пешеходный Банковский мост построен в 1825-1826 годах по проекту инженера Вильгельма фон Треттера.
Пролетное строение состоит из двух металлических цепей, подвесок и полотна. Для укрепления цепей, несущих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри четырех полых фигур грифонов.
Сидящие фигуры грифонов высотой 2,85 м отлиты из чугуна по модели скульптора Павла Соколова в 1828 году на Александровском чугунолитейном заводе. Поверхность металла окрашена в оливковый цвет, имитирующий цвет патины. Крылья вычеканены из листовой меди и позолочены.