Санкт-Петербург. 21 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Реализация проекта "Трансевразийский пояс развития" (ТЕПР) позволит человечеству перейти к новой парадигме мирового развития не через войны, революции и управляемый хаос, считает доктор политических наук, руководитель центра научного обоснования и реализации мегапроекта "Интегральная евразийская транспортная система" Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН), экс-глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин.
Выступая перед студенческой и научной аудиторией в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете в среду В.Якунин раскритиковал "неолиберальную парадигму глобализации", которая, по его мнению, не позволяет рассчитывать на реализацию стратегии ООН по устойчивому развитию человечества.
Удовлетворение потребностей человека, раскрытие его потенциала, с точки зрения В.Якунина, невозможно при существующей системе оценки развития общества через статистические показатели динамики национальных ВВП. Эти статпоказатели неадекватно отражают все составляющие развития человека, от экономических до духовных аспектов жизни, отметил он.
По словам В.Якунина, несмотря на то, что западные политики и экспертная общественность все больше начинают говорить о негативной роли государств, ставящих на сохранение неолиберализма, в частности США, реального выхода из череды мировых конфликтов за глобальные ресурсы при существующем положении вещей нет.
"Среди американских специалистов зазвучали голоса об ответственности США за управляемый хаос на Ближнем Востоке и в мире вообще", - уточнил В.Якунин.
В то же время он сослался на высказывание американского экономиста и политолога Пола Крейга Робертса, который, по словам В.Якунина, призывал "не преувеличивать влияние и значение частного бизнеса с точки зрения роста экономики".
Ответом на эти неразрешимые противоречия в мировом развитии, с точки зрения В.Якунина, являются потенциально реализуемые государствами мегапроекты, среди которых он остановился на "Трансевразийском поясе развития".
Данный проект не может быть реализован частным бизнесом, поскольку у ТЕПР иное целеполагание - ценностное, интегральное, а не только финансово-экономическое, поэтому заказчиком подобных мегапроектов может быть только государство, а не частный бизнес, убежден В.Якунин.
Экс-глава РЖД подчеркнул, что данный проект выходит за рамки создания системы транспортных коридоров через территорию РФ, связывающих производственные центры в Юго-Восточной Азии с потребителями и разработчиками hi-tech-технологий в Западной Европе.
"Суть концепции (ТЕПР - ИФ) - в интегральном характере проекта. Это не проект просто транспортного коридора, не инфраструктурный проект жизнеобеспечения", - сказал В.Якунин. В этом, по мнению эксперта, ключевое отличие ТЕПР от ряда других реализуемых в мире геоэкономических проектов.
Вместе с тем, В.Якунин признал целесообразность сопряжения ТЕПР с альтернативными транспортными мегапроектами. "Сами китайцы говорят о северном рукаве "Нового шелкового пути". Сам термин "Один путь - один пояс" они сознательно приняли в дополнение к первоначальному названию. Они поняли принципиальную разницу между транспортным коридором и поясом развития", - сказал В.Якунин.
При этом экс-глава РЖД не сомневается в заинтересованности в реализации проекта ТЕПР со стороны зарубежных государств и структур. "Объективно, если проект будет правильно структурирован, он получит международный интерес и поддержку. Мне кажется, что перспективным является сотрудничество с Китаем, с ЕС. С точки зрения организаций это может быть Банк БРИКС, только что созданный для развития инфраструктурных проектов, китайские и иные финансовые институты", - пояснил В.Якунин.
"Я не говорю о МВФ, Мировом банке, я говорю о суверенных фондах в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Естественно, это и все страны, входящие в Евроазиатский союз", - добавил он.
Говоря о своей роли в реализации ТЕПР, В.Якунин отметил, что не позиционирует себя как его безусловного лидера, решение об инициировании проекта должно быть принято на уровне государства. "Если этот проект будет реализовываться, будет сформулирована задача, которую нужно решать, мог бы рассмотреть возможность своего участия. Сказать, что я рвусь стать лидером этого проекта, я не могу, я бы порадовался, если бы у меня появился "клон" помоложе", - сказал эксперт.
Он констатировал, что на текущем этапе инициаторы ТЕПР не имеют пока плана его реализации с зафиксированными датами, при этом В.Якунин отвел на этап его оформления в жизнеспособный проект не более трех лет, связывая это с современными геополитическими вызовами.