*** Больше им подойдут Бах и Моцарт
Санкт-Петербург. 27 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Слушать классическую музыку во время беременности полезно, однако стоит избегать тревожных и напряжённых произведений, считает директор НИИ акушерства и гинекологии им. Отта (Санкт-Петербург) Эдуард Айламазян.
"Конечно, многие рекомендуют слушать классику. Однако некоторые произведения, такие, как седьмая симфония Шостаковича, могут создать ненужное чувство тревоги. Во время беременности можно порекомендовать слушать скрипку, виолончель, флейту, дудук и, конечно, орган. Безусловно, можно рекомендовать произведения Баха, Генделя и, конечно, Моцарта", - отметил Э.Айламазян на торжественном заседании, посвященном возвращению органа в актовый зал учреждения, в среду.
Он отметил, что беременным показано прослушивание музыки с частотой 60 ударов в минуту - такой ритм способствует общему расслаблению, что благотворно влияет на состояние плаценты и околоплодных вод.
В НИИ им. Отта планируют вернуться к практике публичных органных концертов и заняться изучением влияния музыки на организм матери и ребенка.
"Ровно сто лет, с октября 1917 года, стены нашего актового зала не слышали возвышенных звуков органа. Прервалась традиция публичных концертов и научные исследования по изучению влияния музыки на организм. Сегодня на свое историческое место встал орган. Мы планируем уже через два месяца начать публичные концерты и включить органную музыку в систему подготовки беременных к родам", - сказал он.
В 1904 году на Стрелке Васильевского острова было завершено строительство нового здания Императорского клинического повивального института. Директор Дмитрий Отт планировал поставить в актовом зале орган - в лучших традициях европейских клиник, где музыку использовали как для научных экспериментов, так и для смягчения строгого больничного режима.
По мысли Д.Отта, орган предназначался "для изучения влияния различных сочетаний звуковых волн на человеческий организм". Разрешение и средства на покупку инструмента строительная комиссия дала не сразу - лишь после снижения цены за орган самим директором органостроительной фирмы "E.F. Walker". Часть денег на строительство органа была подарена наследницей французской короны по линии Наполеона II, с которой была знакома жена Д.Отта Елена Линевич.
Орган клиники обладал легкой и удобной пневматической трактурой, он идеально соответствовал акустике помещения.
Для использования органа в медицинской практике внутри него были размещены микрофоны, от которых шли провода в больничные палаты, где роженицы и лежачие больные могли слушать органную музыку по телефону. Институт имел свою телефонную станцию, и в палатах были установлены 33 специальные трубки.
В 1910 году орган института реконструировали, добавив несколько регистров. В результате звуковые возможности инструмента расширились в двух стилевых направлениях органной музыки: барочной и французской романтической.
После Революции прервалась как традиция публичных концертов, так и использование органа в медицинской практике, и он перестал звучать. Орган Повивально-гинекологического института летом 1931 года перенесли в Большой зал Филармонии, и 1 октября 1931 года он возобновил свою концертную жизнь после долгого перерыва.
Теперь исторический орган возвращен в институт.