Северо-Запад / Новости 19 июня 2019 г. 11:06

Ультрамар вложит $300 млн в проект терминала удобрений и ЖРС в Усть-Луге

Москва. 19 июня. ИНТЕРФАКС - Логистический оператор "Ультрамар" вложит $300 млн в строительство терминала по перевалке удобрений и железорудного сырья в Усть-Луге мощностью до 12 млн тонн в год, сообщил в интервью "Интерфаксу" владелец и генеральный директор компании Андрей Бонч-Бруевич.

"Проект в текущей конфигурации рассчитан на три года, он будет вводиться и финансироваться этапами. Общая стоимость - порядка $300 млн", - сказал он.

Из них $170 млн "Ультрамар" планирует привлечь у пула российских банков. Компания рассчитывает закрыть сделку до конца июня, отметил Бонч-Бруевич.

Основной оборот будущего терминала придется на минеральные удобрения, крупнейшим грузоотправителем станет "ФосАгро" (MOEX: PHOR) с объемами не менее 3 млн тонн в год.

С "Акроном" подписан договор на перевалку не менее 1,2 млн тонн, с "УралХимом" - 2 млн тонн удобрений в год. Ввод терминала позволит компаниям перевести объемы сухих удобрений из портов Прибалтики. При этом Бонч-Бруевич ожидает увеличения грузопотока со стороны "Акрона" и "ФосАгро" с учетом планируемого ввода новых мощностей.

Инфраструктура для перевалки удобрений должна полностью заработать к 2022 году, когда компаниям нужно прекратить транзит сухих удобрений через Прибалтику в соответствии с утвержденной "дорожной картой".

Отдельная площадка на терминале будет построена для "Металлоинвеста": у компании есть пятилетний контракт на отгрузку 2,5 млн тонн окатышей и горячебрекетированного железа в год на условиях take-or-pay, с опционом на 500 тыс. тонн.

"Это объемы, которые они будут переводить из Клайпеды и порта "Южный", - сказал Бонч-Бруевич, добавив, что мощности для "Металлоинвеста" будут введены уже в следующем году. "С точки зрения технологии строительство площадки под окатыши самое простое и менее капиталоемкое по сравнению с удобрениями", - пояснил он.

В перспективе мощности терминала могут быть увеличены еще на 3 млн тонн под перевалку объемов "Уралкалия".

При этом пропускная способность комплекса может обеспечить отгрузку до 25 млн тонн в год, отметил Бонч-Бруевич. "Ультрамар" планирует наращивать оборот, в том числе, за счет расширения номенклатуры металлургических грузов и удобрений, а также отгрузок контейнерами. "Ни по зерну, ни по углю у нас планов нет", - сказал он.

Запуск терминала "Ультрамара" позволит кратно увеличить объемы перевалки удобрений в Усть-Луге. В прошлом году через этот порт было экспортировано 3,6 млн тонн удобрений.

Помимо "Ультрамара", терминал по перевалке удобрений мощностью до 7 млн тонн в год в Усть-Луге строит "ЕвроХим". Компания планирует запустить его в 2022-2023 гг. Однако пока проект, который должен обеспечить отгрузку хлоркалия с рудников компании, буксует из-за запрета на размещение складов минудобрений на расстоянии ближе 500 метров от моря. Подготовленные Минпромторгом поправки в Водный кодекс, снимающие эти ограничения, пока не приняты.

Логистический оператор "Ультрамар" - крупнейший в России перевозчик минеральных удобрений в контейнерах, работает в портах Санкт-Петербург и Усть-Луга. Объем перевалки на собственных мощностях составляет 1 млн тонн в год. Выручка группы "Ультрамар" - около $70 млн.

Кроме того, у компании есть совместный с "ФосАгро" контейнерный терминал - "Смарт Балк Терминал" в Усть-Луге ("Ультрамару" принадлежит 30% в проекте). Терминал, открытый в 2015 году, рассчитан на перевалку около 1,5 млн тонн удобрений в год.