Санкт-Петербург. 29 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД – Реставрация уникального экспоната Государственного Эрмитажа - часов Штрассера завершится в 2014 году, сообщил заместитель генерального директора музея Владимир Матвеев на пресс-конференции в понедельник.
Механический оркестр, как еще называют эти уникальные с технической точки зрения часы, представляет собой сооружение высотой около четырех метров в корпусе из красного дерева. Внутри него находятся точные астрономические часы и сложнейший музыкальный механизм, состоящий из двух органов, которые могут воспроизводить 14 музыкальных произведений, среди них сочинения Моцарта и Гайдна.
Как отметил заведующий лабораторией научной реставрации мебели Эрмитажа Владимир Градов, реставрация часов ведется сразу по нескольким направлениям, чтобы детально изучить все части экспоната. В ходе работ будут восстановлены корпус часов и подставка из красного дерева, деревянные детали музыкального механизма и механическая часть органа. Часовой механизм экспоната был восстановлен мастерами лаборатории научной реставрации в середине 90-ых годов прошлого века.
Музыка для органа часов Штрассера записана на съемных деревянных цилиндрах. Реставраторы отмечают, что их расшифровка может преподнести немало сюрпризов. Известно, что на одном из них записано одно из немногих сохранившихся произведений австрийского композитора Антона Эрбеля, который жил и работал в Петербурге.
Специалисты Эрмитажа уже начали расшифровывать валики и переносить музыку на компьютер. Восстановленный Механический оркестр позволит услышать музыку так, как её исполняли 200 лет назад.
По словам хранителя часов Штрассера Игоря Сычева, часы обладают уникальной историей. Первоначально созданные мастером по заказу Павла I, после смерти императора оказались не востребованы императорским двором. Тогда Иоганн Георг Штрассер, вложивший в проект все своё состояние, организовал лотерею, по результатам которой обладательницей часов стала неизвестная вдова пастора. Император Александр I выкупил у нее часы, которые впоследствии, как свидетельствуют архивные документы, при дворе слушали довольно часто. В середине XIX века музыкальный механизм вышел из строя, и, несмотря на многочисленные попытки реставрации, до сих пор не был восстановлен.
***
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга