Санкт-Петербург. 15 декабря. ИНТЕРФАКС-СЕВЕРО-ЗАПАД - Конституционный суд РФ на заседании в четверг признал не соответствующим Конституции положение Трудового кодекса, допускающее увольнение по инициативе работодателя отца, являющегося единственным кормильцем в многодетной семье с малолетними детьми, в том числе детьми младше трех лет.
Как говорится в материалах пресс-службы КС РФ, дело касалось проверки конституционности ч.4ст.261 Трудового кодекса РФ. Согласно данной норме гарантии от увольнения по инициативе работодателя распространяются на женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей того же возраста без матери.
КС РФ подчеркнул, что государственная поддержка должна распространяться на обоих родителей, особенно если в семье воспитывается несколько малолетних детей.
"Оспариваемая норма Трудового кодекса распространяется на отца ребенка до трех лет только в том случае, если он воспитывает этого ребенка без матери, и не учитывает положение отцов в многодетных семьях. При увольнении по инициативе работодателя отцы обеспечиваются только пособием по безработице, размер которого не может быть признан достаточным для многодетной семьи, и иных механизмов, позволяющих в достаточной степени компенсировать многодетной семье утрату работу кормильцем, действующее законодательство не предусматривает", - говорится в материалах пресс-службы.
Таким образом, КС РФ признал оспариваемую норму ТК противоречащей Конституции в той мере, в какой она не защищает многодетных отцов с ребенком в возрасте до трех лет.
Поясняя позицию суда журналистам, председатель КС РФ Валерий Зорькин подчеркнул, что положение Трудового кодекса соответствует Конституции в той мере, в какой оно защищает права женщин.
"Суть решения в том, что норма сама по себе, которая предоставляет гарантии матери с ребенком до трех лет, не противоречит Конституции, однако КС посчитал, что данная норма используется в существующей правоприменительной практике для отказа отцам в работе. Таким образом, она не соответствует Конституции", - подчеркнул В.Зорькин.
Председатель КС добавил, что федеральный законодатель вправе определить условия предоставления аналогичной гарантии отцам, обеспечив соблюдение конституционного баланса интересов сторон.
Решения по делу Андрея Остаева, который обратился в КС РФ, оспорив положение Трудового кодекса, подлежат пересмотру.
Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба А.Остаева, который оспаривал норму статьи 261 Трудового кодекса РФ, запрещающую увольнять работающих женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет. На отцов эта гарантия распространяется только, если они воспитывают детей, не достигших трехлетнего возраста, без матери.
А.Остаев был уволен с должности главного художника в связи с сокращением штата.
"Пытаясь восстановиться на работе в судебном порядке, А.Остаев утверждал, что расторжение с ним трудового договора по данному основанию без его согласия невозможно, поскольку он является многодетным отцом, воспитывающим троих детей: двух дочерей 12-и и 7-и лет и 2-летнего сына. Причем на его иждивении находится и жена, занятая уходом за детьми, в том числе за ребенком-инвалидом", - говорилось в сообщении пресс-службы КС.
Суды, в которых А.Остаев оспаривал свое увольнение, отказывали ему в восстановлении на работе, ссылаясь на статью 261 ТК РФ, в которой не закрепляется гарантия в виде запрета увольнения на отцов.
По мнению заявителя, оспариваемая норма, допуская при сокращении штата увольнение многодетного отца, воспитывающего ребенка в возрасте до 3-х лет и являющегося единственным кормильцем в семье, лишает отца ребенка равных с матерью государственных гарантий при расторжении трудового договора.
Поэтому, как полагает заявитель, эта норма носит дискриминационный характер, а также нарушает конституционный принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства.