Северо-Запад / Новости 21 декабря 2013 г. 14:02

Выставка бронзовых скульптур Дега открылась в Эрмитаже

Санкт-Петербург. 21 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Главном штабе в субботу открылась выставка "Эдгар Дега. Фигура в движении", сообщает пресс-служба Эрмитажа.

На экспозиции представлено более 30 произведений, которые подчеркивают значимость бронзовых скульптур Дега и помещают их в исторический контекст шедевров современного искусства. Еще 42 экспоната демонстрируются в Фондохранилище Эрмитажа, в Старой деревне

Илер-Жермен-Эдгар де Га (1834-1917), впоследствии ставший известным под именем Эдгар Дега, впервые начал лепить скульптуры из воска около 1860 года. Многие из них были созданы художником одновременно с его знаменитыми картинами и рисунками. "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица" - самая важная из его восковых скульптур - была представлена в Париже на Шестой выставке импрессионистов в 1881 году, где вызвала настоящую сенсацию.

Вскоре после смерти художника наследники обнаружили в его студии около 150 выполненных им восковых скульптур, восемьдесят из них были в хорошем состоянии. Было решено отлить семьдесят четыре из них в бронзе, и по этим моделям фирма "Эбрар" ("Hebrard") изготовила определенное число отливок. Это оказалось мудрым решением: не будь они отлиты в бронзе, важнейшее скульптурное наследие художника так и осталось бы навеки неизвестным.

Некоторое время назад в литейной мастерской "Вальзуани" ("Valsuani"), во многом унаследовавшей материалы мастерской "Эбрар", были найдены гипсовые модели, возможно, выполненные с первоначальных восковых, еще до передачи последних новым владельцам. На основании этих моделей была отлита новая серия бронзовых скульптур, которая, как и предыдущие, не авторизована. Эти новые отливки вызвали много споров - от обвинений в подделках до протеста против излишнего тиражирования.

Эрмитаж провел в 2012 году специальный симпозиум, посвященный "посмертным" бронзам, в ходе которого обсуждалась проблема тиражирования и подлинности поздних отливок, которая существует достаточно широко и, хотя большей частью касается современной скульптуры, затрагивает и значительную часть скульптурных произведений предыдущих веков.

Итоги этого симпозиума и побудили Эрмитаж организовать сегодняшнюю выставку, где проблема была бы представлена в динамике, показать заинтересованной аудитории все ее аспекты. Теряет произведение без подтвержденного имени свою эстетическую ценность, или нет? Ответ на этот вопрос может подсказать эрмитажная выставка, где представлены образцы отливок и мастерской "Вальзуани", и мастерской "Эбрар" из коллекции Фонда имени М.Абрахама.

***

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга