Мурманск. 29 марта. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Судоремонтный завод "Нерпа" (ЗАТО Александровск, Мурманская область, филиал АО "Центр судоремонта "Звездочка") займется утилизацией силовой установки атомного ледокола "Арктика" ФГУП "Атомфлот", сообщил "Интерфаксу" заместитель главного инженера по основному производству предприятия Олег Хаютин.
"19 марта этого года между госкорпорацией "Росатом" и судозаводом "Нерпа" заключен контракт на выгрузку паропроизводящей установки атомного ледокола "Арктика", - сказал О.Хаютин перед заседанием общественного совета по безопасному использованию атомной энергии в Мурманской области в четверг.
"У нас на заводе сформирована инфраструктура, есть все необходимое производственные мощности, аттестованный и обученный персонал", - добавил он.
По словам О.Хаютина, судозавод будет использовать те же технологии, что и при работе с силовой установкой первого отправленного на утилизации ледокола "Сибирь", который сейчас находится на предприятии. "Но для актуализации документации мы будем привлекать научно-исследовательское проектно-техническое бюро "Онега" и 171 ОКТБ (АО "171 отдельное конструкторско-технологическое бюро", Мурманск) для разработки проекта буксировки к нам на акваторию", - уточнил он.
Собеседник агентства не смог назвать точную стоимость контракта, но отметил, что это "в районе 800-900 млн рублей".
Ранее "Росатом" признал несостоявшимся электронный аукцион на выбор подрядчика для утилизации парогенераторной установки (ПГУ) атомного ледокола "Арктика". Максимальная цена контракта составляла 923 млн 866 тыс. рублей.
Как сообщалось, подрядчик должен будет выполнить работы по подготовке к выгрузке установки, подготовить и перегнать ледокол к месту проведения работ по утилизации, изготовить блок-упаковки, демонтировать реакторы и радиационно-опасное оборудование, разместить блок-упаковки в пункте долговременного хранения реакторных отсеков "Сайда" (Мурманская область). Все работы, разделенные на восемь этапов, должны быть выполнены до 30 ноября 2019 года.
После этого судно будет выведено из категории "радиационный источник" и передано ФГУП "Атомфлот". При этом дальнейшая судьба судна пока неизвестна.
По словам председателя полярной комиссии Русского географического общества Виктора Боярского, ранее возглавлявшего Российский государственный музей Арктики и Антарктики, научное сообщество по-прежнему рассчитывает на музеефикацию ледокола.
В ноябре 2016 года первый замдиректора и главный инженер "Атомфлота" Мустафа Кашка, в прошлом более 10 лет ходивший в море на "Арктике", сообщил журналистам, что предприятие надеется сохранить ледокол в качестве музея, но не сможет взять его на свой баланс, так как уже содержит атомный ледокол-музей "Ленин" и ежегодно выделяет на него 50-60 млн рублей.
При этом М.Кашка выражал надежду, что если ледокол оставят в качестве музея, "Атомфлот" выполнит работы по его сохранению.
Атомный ледокол "Арктика" - головной ледокол второго поколения. Он был построен на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербурге и сдан в эксплуатацию в 1975 году. Длина атомохода составляет 148 м, ширина - 30 м, дедвейт - 23 тыс. тонн. Пропульсивная мощность - 54 МВт.
В 1977 году "Арктика" стала первым атомным ледоколов, достигшим Северного полюса. В 1983 году ледокол участвовал в масштабной спасательной операции в восточном секторе Арктики и вызволил из ледяного плена караваны судов с грузами для Северного завоза. По данным из открытых источников, бедствие терпело 57 судов, удалось спасти все, за исключением затонувшего теплохода "Нина Сагайдак". В 2005 году атомный ледокол "Арктика" установил рекорд, пройдя миллионную милю со дня ввода в строй.
С 2011 года судно выведено в холодный отстой.