Санкт-Петербург. 10 декабря. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Заявления в прокуратуру петербуржцев, усмотревших в выставке работ братьев Чепменов признаки экстремизма, писались по единому образцу, заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в обращении, опубликованном на сайте музея.
"В интернете существует сайт, который содержит образец заявления в прокуратуру против выставки Чепменов, по которому были написаны все посланные в прокуратуру письма. А в связи с заключением районной прокуратуры на том же сайте опубликована пошаговая инструкция по направлению обращения к прокурору Петербурга с подробными ссылками на тексты, которые должны там содержаться", - отметил М.Пиотровский.
Он считает, что сюжет истории с жалобами напоминает историю с Иосифом Бродским. "Мы все хорошо помним о роли "общества" в репрессиях в нашей стране. Сначала следует "возмущение общественности", которая обращается одновременно в прессу и прокуратуру, затем статья, а потом все остальное. Я ровесник истории с Иосифом Бродским, "возмущения общественности" и статьи "Окололитературный трутень", - отметил глава Эрмитажа.
В обращении также говорится, что выставка братьев Чепменов очень жесткая, носит подчеркнуто антинацистский характер и восходит к традиции изображения Страшного суда в мировом искусстве.
"Само собою разумеется, что такая выставка далеко не всем нравится, но речь о другом: прокуратура города Ленинграда, извините, оговорка не случайная, получила несколько десятков писем почти идентичных по тексту, в которых требуют призвать к ответу Эрмитаж, и, в частности, и меня за экстремистскую деятельность, скажем так", - добавил М.Пиотровский.
Он рассказал, что прокуратура Центрального района Петербурга приняла эту жалобу к рассмотрению, ознакомилась с выставкой, выслушала профессиональные объяснения о современном искусстве и символике креста и свастики, еще раз побеседовала с организаторами выставки и "предварительно не усмотрела в наших действиях признаков экстремизма".
"Параллельно я направил письмо прокурору города с просьбой провести расследование по вопросу деятельности людей, в массовом порядке препятствующим нормальной деятельности, как музея, так и прокуратуры. Пока нет как ответа из городской прокуратуры, так и оценки степени экстремизма нашей деятельности", - подчеркнул руководитель музея.
М.Пиотровский считает, что музей является тем учреждением, которое вправе решать, что является искусством и что выставлять. "Вкусы толпы в данном случае не могут служить ни эстетическим, ни нравственным ориентиром", - подчеркнул он.
Глава Эрмитажа добавил, что саму выставку заявители, вероятнее всего, не видели. "Она сделана в эрмитажной традиции разговора о современном искусстве и помещает работы знаменитых братьев Чепменов в исторический контекст рядом с гравюрами Гойи и средневековыми орудиями пыток. Всякому человеку, интересующемуся искусством, понятно, что братья Чепмены с современной резкостью и провокационностью продолжают традиции мирового искусства с его Адами Босха, Ужасами Брейгеля и многочисленными Страшными Судами", - говорится в обращении М.Пиотровского.
Как сообщалось, на выставку в Эрмитаже петербуржцы пожаловались 117 раз.
"В прокуратуру поступило много жалоб. Люди считают, что осквернен христианский крест тем, что на выставке к нему приколочены макдональдский клоун и плюшевый мишка. К нам пришли из прокуратуры и проводят проверку. Может быть, они еще вынесут решение, что мы экстремисты", - рассказал М.Пиотровский на пресс-конференции в пятницу.
Он отметил, что уже написал письмо генеральному прокурору России, в котором просит принять меры, "чтобы и нам, и прокуратуре не мешали работать". "Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть", - подчеркнул директор Эрмитажа.
Эрмитаж открыл выставку молодых британских художников братьев Джейка и Диноса Чепменов в конце октября. Выставлены их работы "Конец веселья", "Травмировать, чтобы оскорбить, чтобы травмировать", "Ужасы войны".
Представленные на выставке произведения братьев Чепменов объединяет жанр "бедствий войны", впервые заявленный в искусстве в прославленной одноименной серии офортов Франсиско Гойи. Эрмитаж, в коллекции которого хранятся и работы Ф.Гойи, выставил их рядом с современными произведениями Чепменов.