Специально для ФК "Зенит" в начале 2011 года компания Nielsen провела исследование, результаты которого показали, что клуб из Петербурга является самым популярным в России - армия его поклонников насчитывает 12,6 млн болельщиков. Исследование проводилось в 38 крупных городах России по 7 федеральным округам. В рамках исследования были опрошены 19 тысяч человек.
Согласно исследованиям, рейтинг самых популярных команд в России (включая зарубежные клубы) выглядит следующим образом:
ФК "Зенит" является безоговорочным лидером - 23% (12,6 млн) всех болельщиков России отдают свое предпочтение команде из Петербурга. Сине-бело-голубые более чем на 11% опережают московский "Спартак", который идет на втором месте с 12% (8,2 млн). Тройку замыкает ПФК ЦСКА - 10% (6,7 млн). Далее расположились "Рубин" - 5% (2,3 млн), "Динамо" и "Локомотив" - 3% (1,8 млн).
Интересно, что из шести ведущих российских клубов ФК "Зенит" занимает лидирующую строчку не только благодаря Северо-западному Федеральному округу, но также является самой популярной командой еще в пяти федеральных округах: Уральском, Приволжском, Сибирском, Южном, и Дальневосточном. Единственным округом, где "Зенит" (1,30 млн) уступил в популярности "Спартаку" (2,14 млн) и ЦСКА (1,66 млн) стал Центральный Федеральный Округ.
Питерской команде также отдает свое предпочтение большинство городов-миллионеров: Екатеринбург, Челябинск, Омск, Красноярск, Саратов, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород и, конечно, Санкт-Петербург.
Среди зрителей футбольных матчей Российской Премьер-лиги за 2010 год наиболее велика доля болельщиков команд "Зенит" - 30% и "Спартак" - 17%.
В числе всех поклонников "Зенита" преобладает мужская аудитория - 68%. Если говорить о возрастной категории, то в сравнении с другими командами "Зениту" отдают предпочтение больше всего поклонников в возрасте от 20 до 29 лет - 31%; 30-39 лет - "Зенит" делит вторую строчку с ЦСКА (21%), немного уступая "Спартаку" (22%). В группе 40-49 лет "Зенит" делит первое место со "Спартаком" (21%).
Еще одним важным показателем успеха ФК "Зенит" стала репутация команды в глазах болельщиков, так основными критериями, описывающие клуб выделены: "игра на уровне лучших европейских клубов", "болеть за этот клуб престижно", "футболисты мирового уровня", "коммерчески успешный клуб", "у клуба большое будущее", "достоин звания чемпион России 2011 г.", "спонсоры вызывают доверие", "спонсируют известные компании".
"Клуб заказал данное исследование с целью, в первую очередь, оценить потенциал российского футбольного рынка и долю в нем "Зенита". Мы хотели количественно сравнить нашу аудиторию с аудиториями основных конкурентов. Не менее важной задачей исследования стало изучение собственно болельщиков "Зенита": в каких регионах люди болеют за "Зенит", каковы их потребительские привычки, - отмечает коммерческий директор ФК "Зенит" Дмитрий Манкин. - Раньше мы проводили исследования только в пределах Санкт-Петербурга, но достижения клуба последних лет значительно расширили географию "боления" за "Зенит" и увеличили собственно аудиторию клуба. Это подтвердили и исследования, проводившиеся ранее немецким агентством Sport + Markt, а также российскими ФОМ и ВЦИОМ. Самым важным в результатах исследования стало подтверждение данных о том, что "Зенит" - самый популярный клуб в стране. У нас 12,6 миллионов болельщиков и только 20% из них живут в Санкт-Петербурге. Это говорит о колоссальном коммерческом потенциале клуба в регионах, который мы непременно будем использовать".
Своим мнением поделился генеральный директор крупных информационных порталов "Sports.ru" и "Football.ua", эксперт в области футбольной индустрии, Дмитрий Навоша.
"Результаты исследования, с одной стороны, выглядят довольно предсказуемо. Доминирование среди российской аудитории "Зенита", "Спартака" и, в какой-то степени, ЦСКА, а также заметный рост популярности европейских суперклубов фиксируются и по многим другим параметрам - телерейтинги их матчей, количество поисковых запросов, число пользователей в группах этих клубов в соцсетях и т.д. С другой стороны, это крупнейшее исследование предпочтений российских болельщиков за всю историю, и очень интересно узнать, в каких конкретно цифрах выражаются эти тренды. Цифры колоссальные: той или иной степенью симпатии к "Зениту" обладают, например, более 12 миллионов человек. Что является очередным указанием на потенциал российского футбольного рынка, который по-прежнему не реализован и на треть", - отметил Д.Навоша.
Также свой комментарий дал управляющий партнер Группы спортивного бизнеса "Делойт" в СНГ, эксперт журналов Annual Review of football finance и Football Money League Шариф Галлеев. Он отметил, что для российских клубов ключевым источником доходов остается коммерческая деятельность, и "Зенит" демонстрирует впечатляющие успехи не только на футбольном, но и на поле коммерческом.
"Данное исследование, пожалуй, первое по своим масштабам в России, совершенно правильная и необходимая инвестиция. Оно демонстрирует ценность бренда "Зенит" для его нынешних и будущих партнеров и спонсоров, а также потенциал для увеличения коммерческих доходов клуба и дальнейшего повышения стоимости бренда "Зенит", - сказал Ш.Галлеев.
Исследование было проведено Компанией Nielsen в марте-апреле 2011 года среди 19 тыс. респондентов в 38 городах России: Архангельск, Астрахань, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Липецк, Москва, Мурманск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новгород, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Оренбург, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Тольятти, Томск, Тюмень, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Череповец, Ярославль.
Выборка по каждому городу квотирована по полу и возрасту, взвешена и репрезентативна трудоспособному населению России. Максимальная возможная статистическая ошибка ±2.5%.
Материал публикуется на коммерческих условиях. "Интерфакс" не несет ответственности за содержание материала. Товары и услуги подлежат обязательной сертификации.