Санкт-Петербург. 3 августа. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Государственный музей-заповедник "Петергоф" совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУПС) открывают выставку "Императорские чугунки", посвященную 180-летию Российских железных дорог и 160-летию Петергофской дороги.
Как рассказала генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая на пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" в четверг, стендовая выставка будет открыта в Верхнем саду Петергофа в пятницу, 4 августа. Она будет доступна всем гостям музея и парка бесплатно.
"Этот проект, который мы создали совместно с Университетом путей сообщения и при участии Музея железных дорог России и ОАО "РЖД", объединил усилия и интересы гуманитарной и технической мысли. Мне кажется, что очень полезно и должно быть невероятно интересно для зрителей", - сказала Е.Кальницкая.
В экспозицию вошли 48 стендов об истории появления железной дороги, которая вела из столицы в летнюю императорскую резиденцию. Сюда включены редкие фотографии, исторические документы, рисунки из библиотек и архивов участников проекта.
По словам куратора выставки Александра Белоусова, Петергофская дорога, открытая в 1857 году, была частной и строилась на деньги промышленника и мецената Александра Штиглица. В те годы средняя скорость движения поездов по дороге составляла 40-70 км/ч, и до Петергофа можно было добраться примерно за 45 мин.
К началу эксплуатации Петергофская железная дорога имела восемь паровозов. В летние сезоны, когда в Петергоф устремлялись дачники из жаркого Петербурга, запускались дополнительные поезда. Одним из экспонатов выставки будет образец железнодорожного билета того времени.
Среди экспонатов выставки - копии чертежей императорского поезда Николая II. В состав его поезда входили вагон-электростанция, багажный и спальный вагоны, отдельные вагоны для свиты и прислуги. Также был царский вагон-кабинет, вагон для фрейлин, великих княжон и вагон-столовая. Снаружи состав был синего цвета, украшен позолотой, а внутри отделан различными породами дерева. Император Николай II пользовался поездом вплоть до марта 1917 года, когда на станции Пскова отрекся от престола. Позже вагоны использовались лидерами советского государства.
Ректор ПГУПС Александр Панычев отметил важность историческую созданного проекта с точки зрения образования.
"Отмечая 180-летие железных дорог России и 160-летие открытия Петергофской дороги, мы воздаем должное тем, кто проложил первую железнодорожную колею в стране, кто создал отечественную школу железнодорожного строительства и развил железнодорожный транспорт", - сказал А.Панычев.
Со своей стороны заместитель начальника Октябрьской железной дороги Роман Горин рассказал об участии РЖД в выставочном проекте. Специалисты-историки отобрали около 160 уникальных исторических документов и иллюстраций в архивах железной дороги. В состав выставки вошли более 40 из них.
"Этот проект очень важен с точки зрения воспитания и образования молодого поколения. Сегодня мы активно работаем в этом направлении, начиная со школьного возраста. Так, например, у нас действует знаменитая Детская железная дорога, на которой школьники могут попробовать свои силы в работе железнодорожником, в управлении поездом. Это, как и образовательные проекты об истории железных дорог России, помогает готовить качественные кадры для будущего", - сказал Р.Горин.
Выставка в ГМЗ "Петергоф" будет работать в течение нескольких месяцев. Е.Кальницкая добавила, что музей продолжит сотрудничать с ПГУПС и будет создавать новые совместные проекты.
Первая железная дорога была открыта в Петербурге между Витебским вокзалом и Павловском проездом через Царское Село в 1837 году.