На вопросы читателей и журналистов в ходе интернет-конференции ответил начальник отдела Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС по Ленинградской области Алексей Зыбцев.
Как прошел навигационный период в 2013 году? Как выглядят его предварительные итоги? (Артём Изъюров, "Интерфакс Северо-Запад")
На 25 октября в ГИМС по Ленинградской области состоит на учете 64 тыс. 656 маломерных судов. В 2013 году было зарегистрировано 2 тыс. 228 судов. В прошлом году эта цифра была больше - 3 тыс. 937. Уменьшение связано с изменениями в законодательстве: суда с мощностью до 10 лошадиных сил включительно, а точнее 8 кВт, или массой менее 200 килограмм не подлежат регистрации. Это значительная часть судов, которая в основном и была у нас зарегистрирована в прошлом году, теперь они регистрации не подлежат.
С начала 2013 года на водных объектах Ленинградской области произошло 142 происшествия, погибли 121 человек. Это на 15% процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года (142 человека).
В навигационный период было проведено 944 мероприятия по контролю на водных объектах. Выявлено 4 тыс. 156 административных нарушений, что на 5% процентов больше, чем в прошлом году.
Читатель Игорь из Петербурга интересуется: он купил моторную лодку, какие документы ему необходимо оформить для того, чтобы ходить на ней по Неве?
Прежде всего, рекомендую обратиться к нормативно-правовому акту, который регулирует это. На сегодня это "Правила регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России", утвержденные приказом министра №500 от 29 июня 2005 года со всеми последующими изменениями. Там описана сама процедура регистрации, то, какие документы нужны на судно или мотор.
В общих случаях, если человек покупает в магазине новые лодку и подвесной лодочный мотор, то там ему выдается договор купли-продажи, счет-справка с указанием фамилии, имени, отчества человека, которому все продавалось, дается технический паспорт или инструкция по эксплуатации на лодку и сертификат соответствия российскому стандарту данного изделия. На мотор нужен такой же комплект документов. Строгого оформления у этих договоров, справок нет, поэтому торгующие организации в практически произвольной форме их предлагают. С этими документами, с паспортом человек приходит в подразделение ГИМС и подает их на регистрацию по месту своего жительства, либо по месту базирования судна.
Отличие покупки с рук заключается в том, что у человека будут старый судовой билет с отметкой о снятии с учета и договор в простой письменной форме между прошлым владельцем и им. Как в ГИБДД, паспорт автомобиля в данном случае представляет судовой билет.
Читатель из Выборга пишет, что его друг из Финляндии приобрел парусное судно и хочет взять его проводником в путешествии по рекам России. Насколько это реально воплотить в жизнь?
Гражданин Финляндии, безусловно, может пересечь границу Российской Федерации на своем судне, насколько я себе это представляю. Хотя вопрос достаточно специфический. Пускай, это будет парусное судно. Я не знаю, подлежит ли оно регистрации в Финляндии, выдаются ли на него какие-либо документы. Но, если он ввозит его на территорию Российской Федерации, то по внутренним водным путям он на этом судне просто так перемещаться уже не сможет. Условно, оно находится под финским флагом. Гражданин дойдет в Выборге до таможенного причала, ему откроют границу, но судно от причала уже не отойдет. Он сможет перемещаться в Выборге на нем, пешком ходить, а лодка будет стоять. Соберется уезжать, придет на этот причал, сядет в лодку и уйдет обратно в Финляндию.
Если это судно ввозится для вас, оно ввозится для эксплуатации в Российской Федерации, нужно определить, подлежит ли оно по нашим законам регистрации или нет. После этого вы будете входить на территорию страны с судовым билетом, который дает право ходить под российским флагом, либо без судового билета, но там уже будет какой-то новый собственник – гражданин Российской Федерации. Но это все же достаточно сложный вопрос. Тем более, когда сейчас решение вопроса открытия внутренних водных путей в процессе, там не совсем понятно, как сюда под иностранным флагом могут заходить суда, на сегодня четкого механизма нет. Для больших судов все прописано, для маломерных – "туман". Плюс на территории каждого порта, что Выборга, что Санкт-Петербурга, есть система управления движением. И если вы самостоятельно войдете на территорию этого порта, то вас сразу же вычислят и остановят.
Где в Ленобласти можно пройти курсы по обучению управлению маломерным судном, интересуется Константин, приезжий из Самары?
У нас несколько организаций занимаются обучением. В большинстве районных центров есть курсы. Практически монополистом в этой сфере является ВОСВОД – Всероссийское общество спасения на водах. Оно организовало школы практически во всех районных городах, проводит наборы и обучает по всем категориям.
Существуют ли в регионе водоемы, в которых запрещено хождение маломерных судов? (Надежда Соболева, "Интерфакс Северо-Запад")
Существуют правила Западного рыбохозяйственного бассейна. По ним – это не наша ответственность, за это отвечает Рыбоохрана, охрана водных ресурсов – существуют водоемы и определены периоды, в которые запрещено использование маломерных судов под мотором: периоды нереста весной и осенью. Существуют рыбохозяйственные водоемы, на которых наложен круглогодичный запрет на использование моторов. Правила очень сложные, они менялись, конктретику затруднительно найти. Поэтому много граждан спрашивают и ГИМСа и еще кому-то звонят: "Можно? Нельзя?". Не могу даже я однозначно ответить, где можно и где нельзя. Четкой информации, связанной с рыбоохраной, нет. По этому вопросу можно поинтересоваться у госкомрыболовства (государственный комитет Российской Федерации по рыболовству), который заведует рыбоохраной.
Есть еще полномочия у муниципальных районов издавать правила пользования водоемов для личных бытовых нужд. Это внутренние водоемы, которые находятся на их территории. Соответственно они имеют возможность правилами запретить использование маломерных судов на каком-либо водоеме по разным причинам: водозабор, природоохрана. Насколько я знаю, таких запретов нет. Информацию об этом нужно получать у администрации района.
Что делать, если ты на своем маломерном судне попал в ДТП на воде? Куда звонить? Как определяется виновник? Какой должна быть последовательность действий? (Денис, Санкт-Петербург)
Большинство граждан проводят аналогии между ГИМСом и ГИБДД. На самом деле, ГИБДД – организация, которая обладает большими полномочиями. У нас же не прописаны функции по фиксации происшествий с маломерными судами, нет полномочий по разбору. Безусловно, человек может обратиться в ГИМС, к спасателям, если ему нужна какая-то помощь. Это будет зафиксировано в документах, сводках и так далее. Больше этого мы выдать ему не можем. Если он будет предъявлять претензии к человеку, которого пострадавший считает виновником, такие ситуации происходят очень редко. Не сталкиваются суда друг с другом у нас. На мель сядут, винт сломает, перевернется на волне, купающихся задевают винтом, но столкновений на моей практике с 2005 года не было.
Какие нарушения наиболее часто выявляет ГИМС? (Илья Деминцев, "Интерфакс Северо-Запад")
Ленинградскую область от многих субъектов России отличает то, что по правилам пользования водными объектами для маломерных судов, утвержденных губернатором, все без исключения судоводители должны находиться в спасательных жилетах. Это основное нарушение. По статье 11.10 они привлекаются к штрафным санкциям за нарушение правил перевозки пассажиров. Штраф составляет 300 рублей. Еще одним распространенным нарушением можно назвать факт, когда судоводитель забыл какой-то из документов дома: либо права, либо судовой билет. Как в ГИБДД: права забыл, но они у тебя есть, по базе бьются, соответственно штраф 100 рублей.
И последний вопрос от самого юного посетителя нашей конференции. Ученик 6-го класса Кирилл интересуется, по каким критериям определяется, маломерное ли судно?
На сегодня маломерным судном считается судно длиной до 20 метров включительно и пассажировместимостью до 12 человек. Бывают суда коммерческого и некоммерческого использования. Последние поднадзорны государственной инспекции по маломерным судам. Остальные – госморречнадзор и так далее.