Северо-Запад / Репортажи 10 апреля 2020 г. 17:03

Продуктовый ритейл в Петербурге справился с пиковым спросом на "отлично" - эксперты

Санкт-Петербург. 10 апреля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Ритейлеры Петербурга работающие в сегменте продажи продуктов питания уже прошли пик повышенного спроса.

"Сейчас уже прошел пик повышенного спроса. Он постепенно нормализуется, мы смогли удержать цены, не было всплеска. Прогноза, что люди будут в ближайшее время обеспокоены, что будет дефицит, нет. Полки с товарами повышенного спроса пополнялись в течение суток", - сообщила в ходе пресс-конференции в "Интерфакс Северо-Запад" руководитель направления по работе с госорганами макрорегиона "Северо-Запад" Х5 Retail Group Ольга Волкова.

https://www.youtube.com/watch?v=oAiH4BI665A

По ее словам, теперь работа перешла в так называемую "внутреннюю зону магазина".

"Сейчас ритейл сделал разметки социальной дистанции, но главное - это готовность людей соблюдать эти правила", - добавила Волкова.

Х5 в нынешней ситуации расширяет штат и приглашает на временное трудоустройство сотрудников бизнеса, который сейчас приостановлен. "Онлайн заказ у нас увеличился на 30-40%, штат и транспортная база-  на 20%", - сказала представитель компании.

По словам Волковой, сейчас покупатели обращаются к товарам невысокой ценовой  категории. "Покупатели понимают, как им вести себя в магазине, не всегда, правда, выполняют эти требования. Тут нам, наверное, нужна помощь СМИ, чтобы больше было разъяснений, как это важно. И сети, и поставщики быстро реагируют на спрос",- сказала она.

"Мы сейчас говорим про продовольственный ритейл, который живет одной жизнью, остальной ритейл сейчас не живет. То, что касается продовольственного ритейла, то мы с февраля мониторим, то, что происходит. Продовольственный ритейл справился с ситуацией на "пять с минусом" в условиях двух всплесков", - сказал председатель комитета по ритейлу Общероссийской Общественной организации "Деловая Россия" Дмитрий Чтецов.

Ритейлеры, по его словам,  быстро выполнили рекомендации федерального центра по "социальной ответственности" бизнеса, как то - метки социальной дистанции, дополнительные уборки и так далее.

"Говорить о дальнейшем развитии рано, мы находимся "в моменте" развития ситуации, карантинные меры, вполне возможно, могут быть пролонгированы. Лучше готовиться к непростой ситуации с точки зрения бизнеса. Те данные, которые мы начали получать еще в начале апреля, показывали падение продаж в рознице на 40%, причем не равномерно по сегменту. Продовольственный ритейл показывал прирост в условиях ажиотажного спроса, хотя он и не был таким уж выдающимся, только 11% населения России говорило о том, что надо закупаться впрок, сделало это только половина от этого числа", - сказал генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков.

По его словам, в начале апреля у продовольственного ритейла идет снижение посещаемости, в зависимости от сегмента и формата - от 15 до 40%.

"Что касается непродовольственного ритейла ситуация катастрофическая, снижение продаж 70-90% , попытка уйти в онлайн не принесет успеха, да, онлайн заказы растут, только по марту на 36%, но наш рынок онлайн-  это всего 3% от общего розничного оборота, статистическая погрешность", - сказал он.

Федяков отметил, что по поставщикам ситуация противоречивая, уже 40% опрошенных компаний прогнозируют снижение продаж, 35% опрошенных прогнозируют сокращение персонала. "Сейчас очень нужны меры поддержки и населения, и предприятий. Здесь все взаимосвязано. Набор мер, который сейчас обсуждается, слишком скромен", - сказал он.

По его мнению, необходимо, по крайней мере в некоторых секторах, объявить, что нынешняя ситуация - это обстоятельства непреодолимой силы, надо остановить действия обязательств и договоров до окончания опасности эпидемии в нашей стране. "Иначе в мае будет некуда возвращаться на работу. Добросовестные компании объявят себя банкротом и не смогут платить зарплату", - сказал Федяков.

Он отметил, что в условиях ограничений будет расти роль консолидации бизнеса. "На фоне текущих проблем консолидация отраслей будет ускоряться, крупные компании попали в категорию "значимых" и им окажут поддержку, а средний и малый бизнес будут продолжать кормить обещаниями. Доля крупных компаний будут расти. Барьер 25% не решает проблемы, потому что чисто теоретически в Петербурге может быть четыре компании, которые займут весь сектор торговли. Нам не нужны запретительные меры, нам нужны меры поддержки. Бизнес спокойно относится к цифре 25%. Но нужна адресная поддержка", - сказал он.

По словам Федякова, количество посещений магазинов уменьшилось. "А вот средний чек вырос, потому что люди стараются купить на более долгий срок, чтобы как раз минимизировать количество посещений, ответственно относятся к рекомендациям", - сказал он.

"В чеке сократился ассортимент, люди покупают самое необходимое, но чуть больше. Отказались от деликатесных позиций. Дефицита табака и алкоголя не предвидится",  - добавила Волкова.

Пресс-конференция, организованная информационным агентством Интерфакс-Северо-Запад, была проведена  в режиме онлайн  при поддержке компании  Nevastream.