Северо-Запад / Репортажи 18 марта 2019 г. 16:21

Ветсертификация на готовую молочную продукцию очистит отрасль от фальсификата, считают эксперты

Ветсертификация на готовую молочную продукцию очистит отрасль от фальсификата, считают эксперты

Санкт-Петербург. 18 марта. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Внедрение системы "Меркурий" (электронная ветсертификация - ИФ) применительно к готовой молочной продукции позволит снизить долю фальсифицированных продуктов и в перспективе полностью вывести их из оборота, считают эксперты, участники и регулятор рынка.

"Конечно, единовременно внедрение системы не приведет к исключению фальсификата в молочной отрасли, но мы видим позитивные изменения в мясной и рыбной отраслях, и это позволяет надеяться на значительные улучшения и в этом сегменте. Некоторые производители говорят, что подключение к "Меркурию" - это дорого, но кто хочет, тот работает, а кто не хочет - ищет причины", - сообщил руководитель управления Россельхознадзора по Петербургу, Ленинградской и Псковской областям Сергей Кармазин в ходе пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" в понедельник.

Он напомнил, что обязательная ветсертификация на молочную продукцию вводится с 1 июля 2019 года. "Управление обработало в 2018 году свыше 5 тыс. обращений для регистрации в системе "Меркурий", аналогичные показатели ожидаем и по молочной продукции. В настоящее время в системе зарегистрировано около 35 тыс. пользователей, около 200 тыс. ветсертификатов в сутки выдается по нашим субъектам. Сейчас в "Меркурии" действует мораторий на штрафы: мы не штрафуем, а предупреждаем", - отметил С.Кармазин.

Основной объем ветсертификатов оформляют федеральные торговые сети и крупные переработчики продукции. "Наши мониторинговые группы занимаются выявлением типовых нарушений при оформлении таких документов. Мы обращаем на них внимание пользователей, предупреждаем о том, что это может привести к блокировке в системе. Также удается выявлять незаконные схемы перемещения продукции", - сказал руководитель управления.

По данным исследований, в розничной торговле фиксируется более 20% фальсификата, при поставках в социальные учреждения - более 45%. "По предприятиям-фантомам мы информируем органы МВД. Например, выявлено одно и то же предприятие, которое под разными юридическими названиями продолжает работу уже на протяжении трех лет (2016-2018 годы - ИФ), документы направлены в суд", - сообщил С.Кармазин.

По его словам, работа мониторинговых групп управления позволяет проследить и всю цепочку поставок, в том числе на границах со странами Таможенного союза. Так, есть случаи, когда по документам перевозится свинина, а по факту - свиная шкура. Если нарушения серьезные, информация направляется в прокуратуру, в том числе природоохранную. Также фиксируются нарушения технических регламентов, выявляется продукция, у которой датой производства указан завтрашний день, и так далее.

"На прошлой неделе мы выявили незаконный канал поставки сухого молока в Петербург. Оно должно было идти в Казахстан, а осталось здесь. Какова вероятность, что это молоко будет использоваться для приготовления фальсификата? Поэтому необходимо обеспечивать прослеживаемость всего рынка", - добавил С.Кармазин.

Совладелец группы "Галактика" Игорь Дю в свою очередь отметил, что группа соединила "Меркурий" со своей собственной системой отслеживания продукции и вычисления фальсификата, она использует QR-код и приложение на основе технологии блокчейн. "С помощью системы можно увидеть, когда выпущено молоко, какой срок реализации продукта, информацию о производителе, о поставщике сырья, и перейти на сайт "Меркурия". Таким образом, мы гарантируем покупателю отсутствие фальсификата внутри упаковки, так как сделали эту технологию на основе блокчейн", - сказал совладелец группы.

По словам И.Дю, "Галактика" запатентовала систему, и теперь каждая упаковка, выпущенная группой, имеет свой "паспорт". "Меркурий" уже работает у нас в компании. В середине мая будет публичное открытие этого проекта вместе с X5 Retail Group, администрациями Петербурга и Ленинградской области и Россельхознадзором", - сказал он, добавив, что в будущем можно распространить данную технологию на всю фальсифицируемую продукцию, "в том числе колбасу и пиво".

Заместитель генерального директора ООО "Пискаревский молочный завод" Георгий Житмарев сообщил, что предприятие "полностью поддерживает все меры государства по борьбе с фальсификатом". "Импорт пальмового масла растет, и 20% от него идет в молочную продукцию. Цена падает из-за того, что молочный жир заменяется пальмовым. Нужны алгоритмы контроля, и нет сомнений, что через несколько лет "Меркурий" позволит быть уверенным в том, что на полках нет фальсифицированной продукции", - сказал он.

При этом Г.Житмарев обратил внимание на то, что в отношении скоропортящейся молочной продукции следует сделать не разрешительный, как в текущем варианте, а уведомительный механизм. "Для скоропортящейся продукции разрешительная система не подходит, только уведомительная. Мы надеемся, что в ходе подготовки (к запуску системы с 1 июля 2019 года - ИФ) наши опасения рассеются. Система справится, у нас сомнений нет, но нужно предусмотреть и ручной режим. Вот чего мы хотим: чтобы был спасательный круг, парашют, красная кнопка, но ее пока нет", - отметил замгендиректора предприятия.

По словам президента агрохолдинга "Кабош", председателя совета директоров ЗАО "Великолукский молочный комбинат" и члена правления Национального союза производителей молока Дмитрия Матвеева, в холдинге были "трагически разочарованы тем, что в 2018 году "Меркурий" не был введен в отношении готовой молочной продукции". "Никаких проблем с "Меркурием" мы не видим. Агрохолдинг не выступает против замены молочного жира, но мы за четкое разделение продуктов на полке - сыров и сыроподобных продуктов", - сказал он, добавив, что из-за отсутствия такого разграничения "большое количество граждан отказались от потребления российского сыра".

"Мы выступаем за расширение функций Россельхознадзора в части контроля качества молока. Германские производители, например, каждые 10 дней сдают молоко на анализ в государственные лаборатории", - подчеркнул Д.Матвеев. Он отметил, что "никаких особых финансовых условий и средств для внедрения и подключения "Меркурия" на предприятии не требуется". Кроме того, считает эксперт, использование системы позволить сократить издержки, так как позволит перейти на получение электронных документов.

Руководитель комитета по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправлениям общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" Александр Бражко также указал на необходимость запуска системы по отношению к готовой молочной продукции.

"Негодяи пытаются легализовать свою суррогатную массу. Роспотребнадзор и Россельхознадзор - это спецназ. Только по Петербургу оборот суррогатов за прошлый год - 70-80 тыс. тонн. У них (производителей такой продукции - ИФ) дорогие лоббисты, которые защищают их интересы", - объяснил он необходимость скорейшего внедрения системы в сегменте готовой молочной продукции.