Санкт-Петербург. 14 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Документы о передаче Ропшинского дворца Государственному музею заповеднику "Петергоф" до сих пор не оформлены, сообщила на пресс-конференции в информационном агентстве "Интерфакс Северо-Запад" во вторник директор ГМЗ Елена Кальницкая.
"Мы не можем пока даже огородить территорию, так как документы по землепользованию не оформлены. Мы не можем вложить ни копейки денег в восстановление дворца, так как нас обвинят в нецелевом расходовании средств", - сказала Е.Кальницкая.
Она объяснила, что "на бумаге" 128 памятников переданы "Петергофу", а земля, на которых они находятся, нет. "При этом по факту их не 128, а 121, а семь утрачены. Поэтому мы даже не знаем, как их принять именно в количестве 128", - добавила директор музея.
По ее словам, в настоящее время дирекцией музея принято решение провести на свои деньги культурно-историческую экспертизу дворца. "Мы должны понимать, что самый большой процент сохранности здесь это 25 процентов, а есть и 9 и 8. По сути, Ропшу надо построить заново. Это была бы реновация целого города, там ведь сейчас страшное место, а был бы культурный центр", - отметила Е.Кальницкая.
Она подчеркнула, что в случае с Ропшинским дворцом восстановление может пройти гораздо быстрее, чем в Ораниенбауме, где нужна была реставрация. "При нормальном финансировании нам потребовалось бы четыре года", - сказала директор "Петергофа".
В ноябре 2012 года министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что Ропшинский дворец будет передан музею-заповеднику "Петергоф".
Ропшинский дворец - бывший дворец Романовых в Ропше, входит в состав памятника всемирного наследия "Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников". В конце 1980-х - начале 1990-х в здании произошла серия пожаров, сильно повредивших дворец. Руины дворца и заброшенный парк находятся под эгидой ЮНЕСКО и охраняются государством.
Е.Кальницкая также высказала мнение по вопросу передачи Музею нового западного искусства картин Эрмитажа.
"Передача, конечно, невозможна. Но я работала в Меншиковском дворце, Гатчине и Михайловском замке, и я знаю, как тяжело Эрмитаж передает свои экспонаты даже в свои филиалы. Я считаю, что в таких вопросах всегда нужно искать компромиссы, а не просто просить передать все назад", - сказала она.
По ее мнению, директору московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирине Антоновой никто не мешает воссоздать Музей нового западного искусства.
"Пусть создает, но ведь надо понимать, что нельзя войти в одну реку дважды. И импрессионисты - это не современное искусство, а уже классическое. Нужно искать компромиссы, а не выпускать джина из бутылки, после чего начнется нечто невообразимое. С Михаилом Борисовичем Пиотровским всегда можно договориться, он очень разумный человек. Например, картины в воссозданном музее можно показывать интерактивно", - отметила Е.Кальницкая.
Как сообщалось, 25 апреля в ходе "прямой линии" с президентом РФ В.Путиным директор ГМИИ Ирина Антонова предложила восстановить Музей нового западного искусства, вернув в него экспонаты, переданные Эрмитажу после ликвидации музея. Директор Эрмитажа М.Пиотровский, в свою очередь, выступил с протестом против возможного восстановления музея за счет экспонатов, хранящихся в Эрмитаже.
Председатель правительства Дмитрий Медведев поручил министру культуру Владимиру Мединскому совместно с Союзом музеев России и другими заинтересованными организациями поручено рассмотреть вопрос о целесообразности воссоздания в городе Москве Музея нового западного (современного) искусства. Срок исполнения поручения до 3 июня 2013 года.
В 1920-1930-е годы в несколько приемов в ГМИИ поступило более 540 картин, изъятых из основного собрания Эрмитажа. Среди них были первоклассные работы Рембрандта, Рубенса, ван Дейка, Йорданса, Пуссена, Ватто, Тициана.
В начале 1930-х годов Эрмитажу в качестве компенсации за полотна старых мастеров передаются 93 картины из Музея нового западного искусства, который был создан в 1923 году на основе слияния Первого и Второго музеев новой западной живописи.
После ликвидации ГМНЗИ в 1948 году директор Эрмитажа И.Орбели договорился с директором ГМИИ С.Меркуровым разделить коллекцию. В Москве остались полотна Курбе и Мане. Полотна импрессионистов и постимпрессионистов большей частью ушли в ГМИИ. Эрмитажу было отдано щукинское собрание кубистических картин Пикассо.