Северо-Запад / Репортажи 18 ноября 2025 г. 16:41

Вузы Петербурга стали комфортнее, но доступность для инвалидов по-прежнему низкая - эксперты

Вузы Петербурга стали комфортнее, но доступность для инвалидов по-прежнему низкая - эксперты
© "Интерфакс" Малышева Александра

Санкт-Петербург. 18 ноября. ИНТЕРФАКС - Петербургские вузы стремятся к повышению комфорта для студентов, но доступность для обучающихся с ограниченными возможностями оставляет желать лучшего, отметил ведущий эксперт ООО "Верконт Сервис" Алексей Ганеев на пресс-конференции в "Интерфаксе" во вторник.

"Вузы Петербурга за прошедшие шесть лет демонстрируют значительный прогресс в создании комфортной среды для студентов, однако сохраняются проблемы с обеспечением доступности для лиц с инвалидностью. Такая ситуация связана с активным финансированием модернизации инфраструктуры и с объективными сложностями адаптации исторических зданий под нужды маломобильных граждан", - сказал Ганеев.

Он добавил, что такие выводы были сделаны в результате независимого анализа условий в вузах, который проходил в два этапа - с 2020 по 2022 годы и с 2023 по 2025 годы.

"За последние шесть лет вузы города радикально улучшили общие условия для студентов. Если ранее лишь около 60% учебных заведений могли похвастаться современными рекреационными зонами, то сегодня такие пространства, оснащенные удобной мебелью, зарядками для гаджетов и другой необходимой инфраструктурой в соответствии с потребностями и предпочтениями молодежи, стали практически повсеместными", - отметил эксперт.

В то же время, по словам Ганеева, несмотря на общие улучшения, безбарьерная среда для инвалидов остается наиболее проблемным критерием для почти трети проверяемых в городе вузов, и аналогичная ситуация во всей стране. При этом проблема в регионах усугубляется значительным разрывом в возможностях между крупными и небольшими городами.

"Создание одного полноценного места для обучения инвалида, по оценкам экспертов, обходится в три-пять, а иногда и до 10 раз дороже, чем места для обычного студента. Такие затраты непосильны для многих филиалов вузов, особенно в малых городах, где финансирование меньше, чем в крупных. В результате студенты с инвалидностью из регионов вынуждены выбирать вуз не только с качественным образованием, но и с комфортными, доступными условиями обучения, что усиливает их миграцию в столичные центры", - пояснил Ганеев.

Кроме того, по его словам, в современных условиях в целом становится все более актуальным запрос на доступную среду.

"Согласно данным Минобрнауки России, количество инвалидов, принятых на обучение в вузы, за последние пять лет увеличилось на 56%. Этот рост требует от учебных заведений не просто точечных улучшений, а системной работы по созданию инклюзивной среды, учитывающей потребности студентов с разными формами инвалидности", - добавил исследователь.

Он подчеркнул, что вузы, общественность, власти осознают остроту проблемы и принимают меры по улучшению ситуации.

"На федеральном уровне реализуются программы, направленные на создание современной кампусной среды. Важным шагом стало решение проводить Всероссийский инклюзивный форум "Открыто для всех" ежегодно, что позволит аккумулировать лучшие практики и усилить партнерство между государством, бизнесом и обществом в формировании безбарьерной среды. Ведущие университеты Петербурга, такие как СПбГАСУ и ПСПбГМУ им.Павлова, уже демонстрируют комплексный подход, оборудуя здания тактильными указателями, индукционными системами, специализированными санузлами и рабочими местами", - отметил Ганеев.

Ведущий эксперт ООО "Верконт Сервис" Наталья Булаева добавила, что в комфортную среду вузов входят пункты питания и столовые, благоустроенные рекреации и библиотеки, выполняющие функции общественных пространств.

"Очень сильно поменялось сознание руководителей образовательных организаций. Сегодня они понимают, что качество условий - это очень серьезное конкурентное преимущество, а создание этих условий создает благоприятную воспитательную среду. Качество образования значительно повышается, если студент может в комфортных условиях находится в университете полный цикл", - сообщила Булаева.

Она отметила, что условия в вузе создают планку для повышения качества жизни студентов. По ее словам, ряд вузов при возможности создает свои досуговые центры.

Как сообщила директор Ресурсного центра развития государственной службы ВНИИ труда Минтруда России Светлана Петрова, система независимой оценки качества оказания услуг в социальной сфере существует с 2013 года.

"Система была сформирована для того, чтобы понять и увидеть, что же реально происходит в организациях социальной сферы. К социальной сфере при этом были отнесены четыре ключевые отрасли: здравоохранение, культура, социальное обслуживание и сфера образования. Впоследствии были разработаны типовые критерии, которые можно было бы применять для всех отраслей. Мы перешли от понятия "оценка качества услуг" к понятию "качество условий оказания услуг". Также была создана единая информационная платформа для сбора данных", - сказала Петрова.

По ее словам, система продолжает трансформироваться.

Директор Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Российского государственного педагогического университета им.Герцена Александр Антропов отметил, что в университете сейчас обучается 324 студента с инвалидностью, из которых более 70 поступили в этом году.

"Для абитуриентов важна не только доступная среда, но и отношение к людям с ограниченными возможностями. За последние годы наше руководство во главе с ректором Сергеем Тарасовым прикладывает большие усилия, чтобы эту доступную среду организовать. Хотя трудно это сделать в памятнике архитектуры, тем не менее, видна положительная динамика", - отметил Антропов.

Он рассказал, что в университете существует реабилитационно-образовательный центр "Инклюзия", который занимается студентами внутри вуза, и с каждым из них ведется индивидуальная работа.

ООО "Верконт Сервис" - федеральный оператор сбора и обобщения данных по организациям высшего и дополнительного профессионального образования, характеризующих качество условий образовательной деятельности.