Санкт-Петербург. 17 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Добиться импортозамещения всей продукции из недружественных стран, которая поступала в Петербург, не удастся, но этого и не потребуется, считает председатель Законодательного собрания Петербурга Александр Бельский.
"Всю продукцию из недружественных стран нам не удастся импортозаместить, но этого и не нужно. Больше половины стран мира занимают нейтральную позицию, есть и параллельный импорт. Россия - это большая часть мировой экономики, вычеркнуть страну из нее так просто невозможно. Сейчас для нас - время возможностей, чтобы поднять наши наработки и исследования, стать самостоятельной страной в ряде позиций", - сказал Бельский на пресс-конференции в "Интерфаксе" во вторник.
По словам председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Кирилла Соловейчика, сейчас доля импорта из недружественных стран в промышленности Петербурга составляет 29%. На данный момент город столкнулся с отказами в поставках электронно-компонентной базы, сырья, оснастки и инструментов.
При этом он отметил, что город уже видит возможности для исправления ситуации с нехваткой необходимого оборудования. Так, в Петербурге два предприятия прорабатывают возможности по производству необходимых инструментов. Что касается нехватки электроники, то местным предприятиям приходится проводить редизайн печатных плат под электронно-компонентную базу, доступную в дружественных странах. В этом крупным промышленникам помогают малые инновационные предприятия, которые администрация города стремиться объединить для большей эффективности работы.
"Фармацевтика в плане импортозамещения всегда вызывает большой интерес. В первую очередь мы опираемся на 808 международных непатентованных наименований лекарственных аппаратов, которые отнесены к жизненно-необходимым и важным. 200 наименований уже производятся в Петербурге, 172 позиции нам необходимо заместить - и мы говорим даже не только про Петербург, но и про Россию в целом. Эти 172 наименования мы сейчас разбиваем по степени готовности наших предприятий к освоению выпуска этой продукции. Здесь у нас большой спектр поддержки, например офсетные контракты - один из таких уже на выходе, на 28 наименований лекарственных препаратов", - сообщил Соловейчик.
Кроме того, по его словам, непростая ситуация сложилась и в автопроме, который страдает от отсутствия зарубежной электроники. Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле совместно с городским комитетом по транспорту и Минтрансом РФ работает над восстановлением необходимых логистических цепочек для возвращения автозаводов к работе.
Продолжая тему восстановления логистических цепочек, нарушенных санкциями, председатель профильной комиссии по инвестициям ЗакСа Петербурга Дмитрий Панов отметил, что большую помощь предпринимателям города здесь готова оказать Октябрьская железная дорога (ОЖД, филиал ОАО "РЖД").
"Мы провели уже три встречи с ОЖД - железная дорога сейчас выступает как агрегатор, готовый получить запрос и разработать вариант доставки важного для предпринимателя груза. У нас будет еще одна встречи по поводу доставки груза из Дели - ОЖД расскажет, каким образом товары доставят из Индии в Петербург", - сообщил Панов.
Еще несколько идей по поводу выхода из кризиса в ходе пресс-конференции предложил генеральный директор ООО "Ракурс-инжиниринг" Леонид Чернигов. Речь шла о развитии внутренней кооперации и создании внутреннего спроса, а также о необходимости крупных госинвестиций в транспортную инфраструктуру и энергетику. Примером в последнем случае, по его словам, может служить Иран.
В свою очередь директор АО "Фирма Изотерм" Виктория Нестерова поделилась своим опытом работы в условиях санкций. Она рассказала, что, например, медную трубку, необходимую для производства приборов отопления, компания раньше покупала в Финляндии и Германии. Теперь финны отказались от поставок, а немецкие партнеры поставляют свою продукцию в Петербург через Казахстан.
И это не единственный пример, когда компании из недружественных стран не собираются уходить с российского рынка из-за санкций. Так, по словам Нестеровой, Италия везет свою продукцию в РФ через Турцию – "сроки доставки увеличиваются, но при наличии спроса это никого не смущает".
С другой стороны, российские предприятия сейчас способны своими силами закрыть некоторые пустующие ниши на рынке. "Например, мы поставляем оборудование в строительную отрасль. И клиенты у нас поинтересовались, сможем ли мы изготовить заграничные детали - воздуховыпускные решетки для серверных. И мы их сделаем, у нас на промышленной площадке есть для этого все. Я уверена, что со всеми проблемами мы разберемся", - подытожила Нестерова.