Interfax-Russia.ru – Нобелевский лауреат по литературе Иосиф Бродский скончался в 1996 году в эмиграции. К 70-летнему юбилею поэта в России не смогли открыть его музей и даже поставить памятник.
Ни страны, ни погоста
В Россию Бродский, похоже, не может "вернуться" и после своей смерти. И это несмотря на неугасающую популярность его произведений. Прах нобелевского лауреата покоится на острове Сан-Микеле в Венеции. А почтить его память на родине можно разве что чтением стихов. Единственный памятник – "Бродский приехал" – установлен во дворе филфака Санкт-Петербургского университета. Он, по счастью, совсем не претендует на монументальность. Однако, по признанию многих, с личностью поэта скульптура, состоящая из чемодана, стопки книг и мужской головы, тоже связана весьма условно.
Не дают пока "прописку" Бродскому и на его бывшей квартире. В доме на углу улицы Пестеля и Литейного проспекта, более известном как дом Мурузи, еще в 1998 году инициативная группа предложила властям Санкт-Петербурга сделать музей-квартиру поэта.
Причем место это должно стать не только культовым, но и культурным. "Музей Иосифа Бродского станет научным центром по изучению петербургской культуры последних десятилетий ХХ века. В его фондах предполагается собрать ленинградскую литературу 60-80-х гг. Отдельным направлением будет формирование фонда Бродского, в который войдут все издания его произведений, книги о нем, переводы его сочинений, архивные материалы", - сообщается на сайте будущего музея. Для нормальной научной и экскурсионной работы необходимо, чтобы вся коммуналка, где жили родители поэта и он сам, была свободной.
Но легендарные "полторы комнаты" пока так и не стали полноценным музеем. Даже несмотря на старания властей.
По словам губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, появлению музея в бывшей квартире Бродских мешают сейчас соседи. "Три из пяти комнат коммунальной квартиры уже расселены, две расселить не удается по вине жильцов. Хотя им предложены уникальные условия: отдельные квартиры в центре города, выкуп комнат. Позиция жильцов совершенно неадекватна", - отметила губернатор.
Выход из этой ситуации Матвиенко предложила не совсем обычный – на соседей должна повлиять общественность Петербурга. Возможно, именно тогда они проявят свою сознательность и согласятся на обмен. Между тем, по сообщениям местных СМИ, жители дома отказываются общаться с журналистами, и, скорее всего, из-за интереса к ним, наоборот, повысят свои запросы.
Однако такое развитие событий еще не самое страшное. Три года назад общественность Петербурга да и сами жильцы чуть было вообще не лишились самого дома Мурузи.
На грань исчезновения легендарный дом поставили строительные работы неподалеку. В 2007 году фирма "Петербургстрой" снесла здание бывшего общежития Ленинградского военного округа и расчищала площадку для строительства торгово-офисного центра. В ходе ее работ, по версии обладминистрации, произошел незапланированный сдвиг грунта – подземные воды пошли к дому Мурузи. На его стенах появились трещины, а на жильцов, по свидетельствам очевидцев, начала стала падать штукатурка. Строительство приостановили, губернатор приняла решение начать расселение жильцов дворового корпуса за счет застройщика.
Расселить успели только часть. Уже через полгода дом перестали считать аварийным. "Петербургстрой" обязали провести в нем ремонтные работы. Правда, по информации местных СМИ, некоторые жильцы препятствовали капитальному ремонту в своих квартирах.
Кстати, если бы даже Бродского ничего не связывало с домом Мурузи – это место все равно следовало бы как-нибудь увековечить. Ведь вклад этого здания в русскую литературу огромен.
Так на месте дома Мурузи находилась двести лет назад усадьба графа Резанова, известного русского путешественника, ставшего прототипом главного героя рок-оперы "Юнона и Авось". Затем именно здесь Достоевский разместил дом генерала Епанчина в своем "Идиоте".
А когда князь Мурузи воздвиг в 1877 году свой особняк в мавританском стиле, в нем жил некоторое время Николай Лесков. Говорят, что своего знаменитого "Левшу" он написал именно здесь. Больше двух десятков лет в доме Мурузи квартировались Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Здесь проходили собрания "Цеха поэтов", творили и читали Чуковский и Гумилев. После революции в доме Мурузи рос Даниил Гранин и два десятка лет вплоть до своей эмиграции жил собственно сам Иосиф Бродский.
Пока Бродский "появляется" лишь в музее Анны Ахматовой, некогда разглядевшей молодого гения. Несколько лет назад здесь выставляли экспозицию, посвященную его американской квартире с вещами, бумагами и фотографиями поэта. До русской – руки пока не дошли.
"Все эти трудности с открытием музея, наверное, неслучайны. В том, что Бродский так и не может "вернуться" в Россию, вполне возможно, заключена своеобразная метафизическая расплата для нашей страны", - говорит в беседе с Interfax-Russia.ru одна из исследователей творчества Бродского, журналистка Екатерина Ильиных. "Наши власти ведь не пустили его даже на похороны своих родителей, когда он был жив. Он в советское время здесь был просто не нужен. И вот теперь, когда границы открыты, когда вокруг его имени возникает ажиотаж, "невозвращение" Бродского с точки зрения высшей справедливости вполне закономерно", - считает эксперт.
Меньше единицы
Не складывается пока на родине у поэта и с "рукотворными памятниками". Конкурс на установку одного из них был объявлен в Санкт-Петербурге еще в 2002 году. В конце 2003 года победителем объявили проект Владимира Цивина и Феликса Романовского. Их монумент представлял собой две каменные стелы, вписанные в набережную Васильевского острова, и лестницу, ведущую к Неве между ними. Самого поэта не было – памятник воплощал в себе не облик поэта, а его стихи. Они были выбиты на гранитных пилонах.
Столь концептуальное произведение так и не появилось на невских просторах. Первоначально монумент хотели поставить напротив Горного института на Васильевском острове. Однако этому воспротивилось руководство комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) правительства Петербурга. Оно посчитало, что такой памятник нарушит исторический облик набережной Лейтенанта Шмидта. Поэтому комитету по культуре, отвечающему за место размещения, предложили другие варианты – например, установить памятник на менее значимых в историческом плане местах: на набережной реки Смоленки или Морской набережной Петербурга.
К 70-летию поэта памятник не поставили уже по финансовым соображениям. Об этом заявила Валентина Матвиенко. В день юбилея поэта она напомнила, что компания ТГК-1 обещала когда-то принять участие в этом проекте профинансировать создание и установку памятника. Губернатор обратила внимание руководителей компании"на необходимость выполнения взятых обязательств".
Впрочем, Бродскому не везет не только в "Северной Венеции". Откладывается открытие памятника ему и в Москве.
Поначалу в желании открыть монумент поэту в столице общественность заподозрила Зураба Церетели и даже начала сбор подписей против. Дело в том, что он принимал участие в конкурсе работ на строительство петербургского монумента, и в его мастерской уже имелась скульптура, посвященная выдающемуся поэту. Однако художник категорически отверг эти подозрения. Впоследствии оказалось, что он действительно ни при чем. Создание памятника доверили не ему, а скульптору Георгию Франгуляну – автору бронзового Булата Окуджавы на Арбате.
Бродского работы Франгуляна собирались установить в сквере на Новинском бульваре между домами 22 и 28 – напротив американского посольства. Он должен был быть намного традиционней петербургского варианта.
Поэт Франгуляна, засунув руки в карманы брюк, грустно смотрит вверх. Памятник уже давно отлит. Его собирались открыть в 2009 году, однако к концу года в городской администрации сообщили, что он появится лишь в 2010-м. Впрочем, до сих пор о сроках открытия монумента ничего неизвестно. Причина отсутствия памятника до боли банальна – на месте, где он должен стоять, сейчас существует торговый павильон. Попытки его перенести, по информации телеканала "Культура", приводят к волне судебных исков. Хозяину павильона не дают альтернативного удобного места для торговли.
Как известно, поэт в России больше, чем поэт. Однако на территории бывшего Союза едва ли найдется на сегодняшний момент хотя бы полтора памятника Бродскому. Впрочем, даже поклонники его творчества сомневаются, а так ли нужен монумент поэту. "Поэзия – вещь очень интимная. Путь к ней лежит через душу, минуя границы. И ей, наверное, все равно, есть ли памятники", - считает Екатерина Ильиных. Все равно стихи Бродского любят, помнят и чтят. Причем нынешнее поколение даже больше, чем предыдущее.
И это, наверное, главное.
Обозреватель Алексей Дружников