Interfax-Russia.ru – Межведомственная комиссия выясняет причины пожара на АПЛ "Орел" в ремонтном доке в Северодвинске. На предприятии уверяют, что ЧП не отразится на сроках сдачи подлодки.
Российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей" - К-266 "Орел", - входящий в состав 11-й дивизии подводных лодок Северного флота ВМФ России, прибыл в Центр судоремонта "Звездочка" (Северодвинск, Архангельская область) для ремонта по техническому состоянию и работ по продлению срока службы в ноябре 2013 года.
"Орел" стал третьим кораблем из числа АПЛ проекта 949А, ремонт которых выполняет "Звездочка". Ранее флоту были переданы ракетные крейсеры "Воронеж" и "Смоленск". На "Орле" номенклатура работ по восстановлению технического состояния аналогична тем, что выполнялись на его предшественниках. Передать корабль флоту планировалось в 2016 году.
7 апреля днем на находящейся на ремонте подлодке произошло возгорание резиновой изоляции в районе балластной цистерны в пространстве между легким и прочным корпусом кормовой части. Как сообщил "Интерфаксу" источник в судостроительной отрасли, возгорание на атомной подводной лодке произошло во время сварочных работ в районе девятого отсека. "Топливо с АПЛ выгружено, вооружений нет", - добавил собеседник агентства.
В Минобороны уточнили, что весь боекомплект был выгружен еще перед постановкой атомной подводной лодки на плановый ремонт. "Энергоустановка заглушена. Ядерное топливо на атомной подводной лодке отсутствует", - заявил агентству "Интерфакс-АВН" официальный представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков.
Он также сообщил, что в Северодвинск для участия в проведении расследования причин происшедшего на судоремонтном предприятии "Звездочка" по указанию главкома ВМФ адмирала Виктора Чиркова вылетел начальник технического управления Главного командования ВМФ контр-адмирал Игорь Зварич.
Персонал из цеха, в котором находится субмарина, эвакуировали. К ликвидации возгорания были привлечены 11 пожарных расчетов. Распространение огня на другие отсеки лодки удалось остановить.
Вместе с тем штаб по тушению пожара принял решение пустить воду в сухой док, где находится АПЛ, чтобы окончательно ликвидировать горение. При этом на предприятии подсчитали, что для проведения самой операции по затоплению сухого дока потребуется примерно 5-7 часов.
Около 19:30 возгорание было локализовано, огонь во внутренние помещения корабля не проник. Однако для окончательной ликвидации горения потребовалось еще примерно пять часов.
По факту пожара следственные органы СКР по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба).
Вместе с тем, как констатировали в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), АПЛ несущественно пострадала в результате происшествия.
"Пока ничего экстраординарного, что могло бы повлиять существенно на состояние лодки, мы не обнаружили", - заявил в эфире телеканала "России-24" глава ОСК Алексей Рахманов. По его словам, окончательно ущерб будет установлен специальной комиссией.
На самом предприятии утверждают, что произошедший на АПЛ пожар не отразится на сроках сдачи и стоимости контрактных работ.
"Все параметры контракта остаются неизменными: сдать субмарину после ремонта ВМФ планируется в четвертом квартале 2016 года. Дополнительные работы, возникшие в результате пожара, предприятие будет выполнять за счет собственных средств", - уточнил в беседе с "Интерфаксом" официальный представитель северодвинской судоверфи Евгений Гладышев.
По предварительным оценкам, серьезного ущерба кораблю в результате пожара не нанесено - возгорание произошло в межбортовом пространстве, где нет сложных систем и механизмов. Утром после пожара были провентилированы отсеки горевшей субмарины, и специалист оценил состояние внутренних коммуникаций, сделав вывод об отсутствии угрозы.
Однако, как сообщили агентству "Интерфакс-АВН" в судостроительной отрасли, более подробный осмотр субмарины показал, что пожар серьезно повредил ряд систем корабля.
"В результате пожара выгорела значительная часть кабельной сети, которую придется менять. Поскольку пожар был с левого борта, из двух линий валов, похоже, пострадал левый. Правый тоже себя чувствует не очень хорошо, повреждения получила система погружения и всплытия", - уточнил собеседник агентства.
В то же время он заметил, что "все это - главным образом железо, сложная и дорогостоящая электроника лодки не пострадала".
Точный размер ущерба от пожара на АПЛ "Орел" будет известен только после завершения обследования субмарины и проведения работ по учету дефектов. "В настоящее время сложно определить размер ущерба с точностью до рубля. Единственное, мы достаточно ясно понимаем, что он незначительный и мы уже доложили министерству обороны, что все сроки (по ремонту субмарины - ИФ), которые нам предписаны, буду выдержаны", - сообщили "Интерфаксу" в ОАО "Центр судоремонта "Звездочка".
"Мы представляем, где горело и что могло пострадать. Люди спускались в отсеки, обследовали и ничего ужасающего не увидели", - добавил собеседник агентства.
На борту работает комиссия по выяснению причин и обстоятельств пожара. В состав комиссии входят представители Минпромторга, Минобороны, Объединенной судостроительной корпорации, Крыловского научного центра, Центра технологии судостроения и судоремонта и Центрального конструкторского бюро морской техники "Рубин".
После пожара на предприятии собираются увеличить интенсивность ремонтных работ. "Работы на "Орле" не повлияют на сроки сдачи других объектов, которые восстанавливают техническую готовность на предприятии. Тем не менее, работы на этой лодке будут вестись более интенсивно. Скорее всего, к ним будут привлечены дополнительные смены", - сообщили агентству "Интерфакс-АВН" на "Звездочке".
Сразу после возникновения пожара на атомной подводной лодке был организован контроль за состоянием атмосферного воздуха и радиационной обстановкой.
"Результаты проведенных исследований проб атмосферного воздуха на содержание диоксида серы, диоксида азота, окиси углерода, взвешенных веществ в зоне жилой застройки показали отсутствие превышения ПДК вредных веществ в воздухе", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Роспотребнадзора.
Роспотребнадзор также не зафиксировал и превышения радиационного фона: "Проведенные измерения показали, что радиационный фон, по результатам 50 измерений, не превышает среднегодовых значений для города Северодвинска".
Между тем, ранее на северодвинском судоремонтном предприятии уже случались подобные инциденты. Так, в феврале 2010 года произошел пожар на утилизируемой на "Звездочке" субмарине К-480 "Ак Барс", на ликвидацию возгорания потребовалось почти 15 часов. Тушение пожара осложняли конструктивные особенности АПЛ. Специалистам пришлось вскрывать корпус, чтобы найти очаги огня. Ядерного топлива на подлодке также не было.
В октябре 2009 года при проведении газорезательных работ по демонтажу гидроакустического комплекса на "Звездочке" загорелась утилизируемая подлодка "Казань". Тушение затянулось почти на сутки.
В очередной раз российская АПЛ горела в сентябре 2013 года. На субмарине "Томск" в ремонтном доке завода "Звезда" из-за сварочных работ возникло задымление в межкорпусном пространстве подлодки, а также произошло возгорание обшивки субмарины. В момент инцидента реактор находился в заглушенном состоянии, оружия на лодке не было.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"