Interfax-Russia.ru – Авария на петербургской высоковольтной подстанции "Южная", произошедшая по не совсем обычной причине в сочельник, привела к перебоям в подаче тепла и электроэнергии сразу в нескольких районах города.
Для нескольких десятков тысяч жителей северной столицы рождественские праздники были в прямом смысле слова омрачены отключением света и резкими перепадами напряжения, из-за которых во многих квартирах вылетали пробки, и выходила из строя бытовая техника. Из-за перебоев был временно остановлен энергоблок Южной ТЭЦ ТГК-1, из-за чего на несколько часов прекратилась подача тепла в несколько десятков домов. Причиной кратковременного блэкаута для жителей шести районов Санкт-Петербурга стали неполадки оборудования на подстанции "Южная", которые обнаружились вечером 6 января. С этого времени, как посчитали сами энергетики, произошло пять серьезных перерывов электроснабжения южных районов города продолжительностью от 15 минут до шести часов.
По сведениям МЭС Северо-Запада – филиала ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС", аккурат накануне Рождества на подстанции 330 кВ "Южная" произошла нештатная ситуация. Как пояснили Interfax-Russia.ru в дирекции по работе с общественными организациями и СМИ ОАО "ФСК ЕЭС", ситуация эта была "вызвана близостью расположения энергообъекта к петербургской кольцевой автомобильной дороге (КАД), где в связи с январскими заморозками интенсивно распыляются антиобледенительные реагенты".
Предположительная причина возникновения аварии весьма любопытна. ЧП на "Южной", объясняют в МЭС Северо-Запада, произошло именно из-за близости дороги, расположенной всего в 150 метрах от энергообъекта. С дорожного полотна на оборудование подстанции вместе с тяжелым загазованным воздухом попадают химикаты, которые коммунальные службы используют для очистки асфальта от снега и льда.
Несмотря на то, что участок КАД рядом со станцией был открыт еще в 2005 году, подобное ЧП возникло впервые. Энергетики считают, что виновны в нем еще и погодные условия нынешней зимы, из-за которых на изоляцию трансформаторов попало слишком большое количество реагента.
Полностью восстановить и стабилизировать энергоснабжение районов, которые обслуживает подстанция "Южная", удалось только пять дней спустя – к вечеру воскресенья. "С 18 часов 11 января электроэнергия подается потребителям уже без перебоев", - рассказал Interfax-Russia.ru представитель МЭС Северо-Запада. По словам собеседника Interfax-Russia.ru, все это время более 200 специалистов круглосуточно чистили изоляцию оборудования от агрессивных реагентов моющими и специальными абразивными средствами. Кроме того, частично меняется сама изоляция, главным образом там, где "скопление агрессивных реагентов привело к ее электрическому пробою и повреждению".
По предварительным данным, ремонтно-восстановительные работы на подстанции продлятся до 20 января, но никаких сбоев, заверили в пресс-службе, в этой связи больше не ожидается. Предпринята еще одна мера – сейчас на участке дороги вблизи подстанции скоростной режим снижен до 10 км/час, а одна из полос закрыта для движения.
Между тем, заказчик строительства и эксплуатации КАД не подтверждает, что аварийные отключения на высоковольтной подстанции "Южная" могли произойти вследствие функционирования КАД и улично-дорожной сети города, проходящих вблизи от нее. "Здесь произошла какая-то критическая ситуация", - сообщил журналистам 11 января первый заместитель главы дирекции по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург (ФГУ "ДСТО") Вячеслав Петушенко. По его мнению, оценки об однозначном влиянии КАД на работу подстанционного оборудования "являются преждевременными".
Гораздо больше сомнений выразил начальник отдела информационного сопровождения ФГУ "ДСТО" Алексей Измайлов. "Мы не отрицаем, что какая-нибудь сотая часть процента в сбоях на подстанции может иметь отношение к нашим реагентам, — заявил он на днях журналистам. – Этот участок кольцевой действительно был расширен совсем недавно, движение из четырехполосного стало восьмиполосным, машин, соответственно, стало больше. Но основной причиной это быть никак не может. Просто энергетики хотят отвлечь внимание от собственных ошибок и сделать во всем виноватой КАД".
Как бы то ни было, говорят в ФГУ, окончательный вывод о причинах происшедшего в ближайшее время назовут члены специальной рабочей группы, которая с 8 января вплотную занимается исследованием влияния автомагистрали на оборудование подстанции.
Несмотря на то, что пострадавшая ПС "Южная" установленной мощностью 1 360 МВА справила в ушедшем году свое 40-летие, ее значение для города по-прежнему велико – она обеспечивает электроснабжением потребителей Колпинского, Невского, Фрунзенского, Московского, Пушкинского и Центрального районов Петербурга, а также такие крупные промышленные предприятия как ОАО "ГОЗ Обуховский завод", ОАО "Ижорские заводы", АО "Завод алюминиевых конструкций" и таможенный терминал "Южный".
Как рассказали Interfax-Russia.ru в МЭС Северо-Запада, с 2008 года на подстанции идет комплексная реконструкция, завершение которой запланировано на конец следующего года. "Реконструкция сделает подстанцию преимущественно закрытой, большая часть оборудования будет надежно защищена от загрязнения. Но без дополнительной защиты подстанции от реагентов, распыляемых на близлежащем участке Кольцевой автодороги, проблемы у энергетиков могут остаться", - говорят в компании. Сумму ущерба, нанесенного подстанции, можно будет назвать после полной ликвидации последствий ЧП и выводов упомянутой выше рабочей группы, говорят в МЭС Северо-Запада, но речь может идти о десятках или даже сотнях миллионов рублей. Образцы веществ, виновных в блэкауте, уже переданы на экспертизу в НИИ постоянного тока.
Вместе с тем, сам этот необычный случай доказывает, насколько недооценена опасность химических реагентов, которыми посыпают российские дороги для предотвращения гололеда. На днях об этом на пресс-конференции еще раз напомнил заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. По его словам, повсеместно используемые химикаты представляют угрозу не только для муниципальной технической инфраструктуры, но и для здоровья людей и животных. "Самое плохое, что до сих пор нет никакого анализа результатов воздействия реагентов на легкие людей", - отметил он.
Обозреватель Сергей Нагорный