Точка зрения 3 ноября 2015 г. 16:12

Тайны крушения

Interfax-Russia.ru – Расшифровка переговоров пилотов разбившегося на Синае российского А321 показала, что нештатная ситуация на борту стала неожиданностью для экипажа.

Египетская сторона, расследующая катастрофу Airbus А321 авиакомпании "Когалымавиа", выполнявшего рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, пока не передавала российской стороне никаких записей со средств объективного контроля разбившегося самолета.

"Расследование ведет египетская комиссия, и она не передает никому никакие записи, расшифровки - ни бортовых самописцев, ни наземных магнитофонов, ни средств фиксации радиолокационной информации", - заявлял в эфире телеканала "Россия 24" глава Росавиации Александр Нерадько.

Он сообщил, что расшифровывать речевые самописцы потерпевшего крушение российского самолета будут в Египте. "Расследование авиационного происшествия проходит в соответствии с международными правилами и комиссия по расследованию - это комиссия египетских авиавластей - государства места события. Поэтому египетские авиавласти предполагают произвести расшифровку самописцев в Египте, у них есть соответствующее оборудование для этих целей", - пояснил глава Росавиации.

По его словам, "расшифровка бортовых самописцев начнется только тогда, когда все участники расследования прибудут в министерство гражданской авиации Египта".

Кроме египетских специалистов в расследовании участвуют представители государства-разработчика, государства-изготовителя (Франция, Германия) и государства, в котором было зарегистрировано судно - Ирландии.

Для идентификации голосов летного экипажа потерпевшего крушения авиалайнера в Каир прибыли представители летной службы авиакомпании "Когалымавиа". Кстати, руководство авиакомпании связывает причины катастрофы своего самолета с внешним воздействием.

В пользу этой версии говорит и зафиксированная американским спутником в момент крушения Airbus А321 тепловая вспышка над Синайским полуостровом. Правда, телеканал CBS, сообщивший об этом, отмечает, что данные со спутника еще изучаются, чтобы определить источник вспышки. Однако принявший в телепередаче эксперт считает, что причиной вспышки мог быть взрыв на борту самолета.

Высокопоставленный представитель Пентагона подтвердил телеканалу ABC, что инфракрасное сенсоры спутника, предназначенные для обнаружения пусков ракет, зафиксировали вспышки в то же время и в том же месте, когда над Синаем пролетал российский самолет.

Однако американский военный подчеркнул, что пока слишком рано говорить о том, что это были за тепловые вспышки. Как указал представитель Пентагона, если вспышки связаны с самолетом, то это может говорить о том, что что-то произошло в воздухе или при столкновении самолета с землей.

Вместе с тем он отметил, что в районе катастрофы велись боестолкновения с исламистами, поэтому зафиксированные тепловые вспышки могли и не относится к катастрофе самолета.

Тем временем, подрыв на борту Airbus взрывного устройства называет наиболее вероятной причиной крушения самолета и американское разведывательно-аналитическое агентство Stratfor. Как передает BBC, в докладе агентства отмечается, что и другие версии гибели лайнера над Синайским полуостровом пока не исключены, но они намного менее вероятны.

"Учитывая маловероятность альтернативных сценариев, кажется, что наиболее вероятным объяснением падения самолета является наличие взрывного устройства на борту", - заключают специалисты Stratfor.

По данным аналитиков агентства, в аэропорту в Шарм-эш-Шейхе, откуда взлетал российский Airbus, нет надежной системы безопасности. А характер крушения самолета, по мнению авторов, вполне согласуется с версией о взрыве на борту: Airbus начал резко терять высоту, разваливаясь на куски.

При этом авторы доклада делают оговорку: они признают, что до сих пор нет никаких сообщений о том, что в обломках Airbus A321 обнаружены следы взрывчатых веществ.

Директор британской авиационной консалтинговой компании Ascend Worldwide Пол Хейз также не исключает, что причиной разрушения российского самолета может быть диверсия или же заложенная на борту бомба. Однако, как сообщает газета The New York Times, наиболее вероятной причиной катастрофы британский эксперт называет технические неполадки или ошибки пилота.

По его словам, разрушение Airbus могло произойти "во время попыток вывести самолет из состояния сваливания или штопора на большой скорости, когда происходит превышение нормативных нагрузок на каркас воздушного судна", то есть во время неконтролируемого снижения.

В свою очередь американское издание The Daily Beast отмечает, что причиной катастрофы российского пассажирского самолета, вероятнее всего, был взрыв - но не из-за бомбы или ракеты, а из-за мгновенной "взрывной" разгерметизации в районе хвостовой части воздушного судна.

Авиационный эксперт Клайв Ирвиг в своей статье обращает внимание на то, что о "чистом взрыве" свидетельствует состояние отколовшейся при разрушении самолета хвостовой части, на которой нет никаких следов горения или дыма. "Альтернативой действию взрывного устройства является мгновенная разгерметизация, при которой из-за неожиданного нарушения прочности конструкции находящийся под высоким давлением воздух в салоне вырывается наружу с разрушающим взрывом. Это - "чистый" взрыв, при котором нет никакого воспламенения или горения, но он такой же смертельный", - указывает Ирвиг.

В этой связи эксперт напомнил, что в 2001 году с этим самолетом произошел инцидент в аэропорту Каира, когда лайнер при посадке серьезно повредил хвостовую часть, ударив ею о полосу.

Ирвинг считает, что следователи, которые будут изучать данные бортовых самописцев, должны будут внимательно посмотреть на состояние заднего гермошпангоута - переборки, отделяющей хвостовой пассажирский салон лайнера, в котором поддерживается постоянное высокое давление воздуха, от негерметичной хвостовой части самолета.

По его мнению, именно декомпрессионный взрыв в районе переборки и последовавшее за этим отделение хвостовой части, которая была обнаружена в 5 км от места падения самолета, могли стать причиной катастрофы. По его словам, фотографии хвостовой части ясно говорят о разрыве хвостовой части именно в районе заднего гермошпангоута.

К версии технических неполадок лайнера склоняются и другие эксперты. Так, представители египетского комитета по авиационным происшествиям сообщили, что пассажирский самолет компании "Когалымавиа", разбившийся в Египте, не посылал сигнала SOS до исчезновения с экранов радаров и не подвергался внешнему воздействию.

Информированный источник в Каире также сообщил "Интерфаксу", ссылаясь на запись разговоров экипажа с диспетчерами, что летный экипаж разбившегося на Синае российского А-321 до момента крушения не имел информации о неполадках на борту.

"Ситуация на борту за 4 минуты до исчезновения самолета с радаров оставалась штатной, экипаж вел обычные переговоры с диспетчерами, ничего не указывало на неполадки на борту, экипаж о них также не сообщал", - сказал собеседник агентства.

Экипаж не подавал сигнала бедствия, подчеркнул источник: "Судя по записи, нештатная ситуация на борту произошла внезапно и стала неожиданностью для летного экипажа, при этом пилоты не успели подать сигнал бедствия".

Однако, по его словам, "моменту исчезновения лайнера с экранов радаров на записи предшествуют нехарактерные для штатного полета звуки".

Источник также сообщил "Интерфаксу", что на уцелевших элементах обшивки, в том числе хвостового оперения воздушного судна, следы воздействия внешних факторов, в том числе осколков или поражающих элементов, не обнаружены.

Он также исключил в качестве причины разрушения самолета в воздухе самопроизвольный взрыв на борту газового баллона или огнетушителя. "Силовая конструкция фюзеляжа рассчитана так, чтобы выдержать нештатные ситуации с бортовым оборудованием, в том числе таким, как огнетушитель, кислородные и газовые баллоны и прочее. Так что самопроизвольный взрыв такого оборудования не мог стать причиной разрушения самолета в воздухе", - пояснил собеседник агентства.

В свою очередь глава Росавиации признал, что очень большая площадь разброса элементов конструкции свидетельствует о том, что разрушение произошло в воздухе, на большой высоте. Но говорить о причинах этого совершенно преждевременно и нет никаких оснований, считает Нерадько.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще