Россия / Пресс-релизы 1 сентября 2020 г. 00:00

Яндекс.Дзен начинает тестировать программу проверки фактов. Первыми партнерами проекта стали НИУ ВШЭ, Интерфакс, ТАСС, The Bell

Интернет, 1 сентября 2020 года. Яндекс.Дзен тестирует программу проверки фактов в материалах, которые публикуются на платформе. К этому процессу подключены внешние партнеры-фактчекеры — медиа или организации, у которых есть профессиональная экспертиза в области проверки информации. 

Партнеры проверяют материалы блогеров на возможную недостоверность. На проверку фактчекерам могут поступить:

– Публикации, которые быстро набирают популярность на платформе.

– Публикации, которые получают много жалоб пользователей на недостоверную информацию.

Фактчекеры не будут оценивать личное мнение блогера, описание его опыта, а также статьи в жанрах художественного вымысла и сатиры. Будут проверяться публикации, которые содержат факты, цифры, цитаты или другие данные, доступные для сравнения с информацией в достоверных источниках.

Дзен будет отправлять публикации блогеров нескольким фактчекерам в случайном порядке. На проверку одного материала отводится от четырех до восьми часов. В течение этого времени публикация пропадает из общей ленты и доступна только по прямой ссылке. Команда Дзена контролирует процесс проверки на соответствие общему стандарту: проверены ключевые факты, есть ссылки на несколько достоверных источников данных, соблюдено время проверки.

Публикации, в которых фактчекеры нашли недостоверную информацию, будут ограничены на платформе. Ограничения могут быть нескольких типов: от показа только подписчикам до полного удаления. Автор материала может оспорить решение, предоставив подтверждения достоверности информации. 

На первом этапе партнерами программы стали информационные агентства ТАСС, Интерфакс и интернет-издание The Bell. Также к программе присоединилась Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), совместно с которой Дзен будет изучать проблему фейков и исследовать методы борьбы с ложной информацией.

"Проверка фактов в популярных публикациях пользователей стала важным направлением для контентных платформ. Для этого международные сервисы активно сотрудничают с фактчекинговыми компаниями, и тем самым развивают рынок профессионалов в фактчекинге, — говорит Александр Соболь, директор Яндекс.Дзена по работе с партнерами. — Сотрудничество с фактчекерами поможет Дзену более точно определять фейки и настроить системную работу по проверке фактов в публикациях. Мы также надеемся, что наш эксперимент вызовет интерес у российского медиарынка, и, помимо наших текущих партнёров, к нему подключатся и другие издания и организации, готовые развивать это направление вместе с нами".

Андрей Лавров, директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ: "Вышка — университет с активной общественной позицией. Один из элементов нашей миссии — способствовать решению сложных и важных для общества проблем. Именно поэтому мы с рады принять участие в таком значимом проекте крупнейшей российской контентной платформы. Рассматриваем сотрудничество с Яндексом как важный шаг в популяризации в России идей цифровой и медиа грамотности".

Алексей Горшков, первый заместитель генерального директора Интерфакса: "Интерфакс" проводит непрерывную проверку всей входящей новостной информации, и именно благодаря качественной экспертизе мы стали известны во всем мире, нам доверяют и используют нашу информацию при принятии решений. Высокие требования к ее качеству — не декларативные ценности, а основа нашей работы. 

Сегодняшние возможности IT-систем "Интерфакса", в частности, системы медиа-мониторинга "СКАН-Интерфакс", позволяют нам не только выявлять фейки, отслеживать поле их распространения, но и препятствовать этому. Надеюсь, наш опыт работы будет полезен в рамках совместного проекта, мы сможем значительно сократить число фейков в Интернете и дадим возможность большему числу пользователей Рунета получить доступ к проверенной информации". 

Дарья Пенчилова, заместитель главного редактора ТАСС: "Мы некоторое время назад сами внутри ТАСС начали работать над отдельным направлением борьбы с фейковой информацией, выстраивать процессы и методологию. Поэтому возможность работать Яндексом в этом ключе для нас очень актуальна, и мы полагаем, что это начало большого пути. Думаю, и рынок, и общество нуждаются в таком проекте".

Ирина Малкова, главный редактор The Bell: "Я рада, что The Bell стал одним из частных изданий, присоединившимся к новаторскому для России проекту, который должен повысить качество и уровень достоверности информации в рунете. Мы рады объединить для этого усилия с крупнейшей интернет-платформой. Главное, что есть у медиа — это доверие аудитории. Мы умеем его ценить. Уверена, что наш опыт и профессионализм пригодятся Дзену".

***

Яндекс.Дзен — это блогерская платформа, где ежедневно более 30 000 авторов публикуют десятки тысяч материалов. В Дзене есть статьи и видео на разные темы, подобранные под интересы каждого пользователя. Ежедневная аудитория платформы — более 16 млн человек. В среднем каждый пользователь проводит в Дзене более 40 минут в день. 

В Яндекс.Дзене есть требования к качеству контента и содержанию публикуемых материалов. Модераторы Дзена проверяют статьи на соответствие общим правилам платформы. Эта проверка также учитывает жалобы пользователей на контент.