Аналитика 14 апреля 2022 г. 17:09

Что делать при наступлении страхового случая в квартире или доме

Что делать при наступлении страхового случая в квартире или доме
Квартира в новостройке по программе реновации. Фото: Пресс-служба мэра и правительства Москвы, М.Мишин

Как добиться компенсации от страховой компании в случае ЧП

Москва. 14 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Все чаще жители России задумываются о том, чтобы застраховать жилье. Особенно это актуально в условиях эконмических санкций, когда из-за логистических и других ограничений дорожают стройматериалы. Эксперты рассказали "Интерфаксу" о том, как правильно застраховать жилье и добиться выплат при страховом случае.

"Женщина, я не страхую"

При страховании жилья есть множество подводных камней, о которых стоит знать. Плюс у страховых компаний могут быть определенные критерии соответствия, которые нужно соблюсти.

В частности, страхуемый объект не должен относится к исключениям. В компании "Ингосстрах" пояснили, что не принимают на страхование имущество за пределами РФ, находящееся в аварийном состоянии или подлежащее сносу, национализации, резервированию, конфискации и т.д. В "Росгосстрахе" уточнили, что объект также не должен находиться в стадии реконструкции. Второе условие - у объекта должен быть конкретный собственник.

По словам CEO "Манго Страхование" Павла Конева, также не получится застраховать еще строящиеся и не сданные в эксплуатацию квартиры, а также используемые для коммерческой деятельности или переведенные в нежилой фонд. Кроме того, не получится застраховать и жилье в многоквартирных деревянных домах.

Just do it

Если страховой случай все-таки наступил, то нужно следовать четкому алгоритму. Он един и для квартир, и для частных домов.

"С точки зрения реализованных рисков, ситуация с квартирами и загородным жильем отличается. Основной риск для квартир – заливы. В случае с загородной недвижимостью наиболее распространенная причина обращений за страховой выплатой – повреждения в результате природных явлений и стихийных бедствий, а также пожаров. В то же время порядок действий собственников квартир и домов при наступлении страхового случая мало чем отличается", - пояснили в "Росгосстрахе".

Прежде всего эксперты советуют принять все меры для того, чтобы предотвратить или уменьшить ущерб по спасению застрахованного имущества, например, постараться вынести ценные предметы из квартиры, сообщить соседям. При этом в страховых компаниях рекомендуют постараться пострадавшее имущество оставить в том виде, в котором оно оказалось после происшествия.
Также нужно вызвать службы оперативного реагирования: сотрудников противопожарной службы для тушения очага возгорания; при повреждении водой – сотрудников ДЕЗ, ТСЖ, специальных аварийных служб; стихийных бедствиях — МЧС, Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; при краже, грабеже, разбое, умышленном повреждении или уничтожении объектов страхования другими лицами — в правоохранительные органы. После этого нужно получить от них документы, подтверждающие страховой случай.

Также нужно сфотографировать повреждения, составить перечень пострадавшего имущества. Но и тут есть нюансы: все страховые случаи можно урегулировать дистанционно, кроме пожара. В последнем случае самоосмотр исключен - страховая компания направит на осмотр повреждений своего специалиста.

Затем необходимо связаться со своей страховой компанией – по телефону или через мобильное приложение. Далее сотрудники свяжутся с заявителем для дальнейшего осмотра и оценки причиненного ущерба. По словам Конева, иногда компания все равно может прислать оценщика, который определит сумму выплаты и подтверждения ущерба. Он добавил, что это необходимые меры для предотвращения страхового мошенничества.

"Если у владельца жилья нет возможности самостоятельно зафиксировать повреждения имущества, следует сообщить об этом в страховую компанию", - уточнили в "Росгосстрахе".

В "Ингосстрахе" также отметили, что если у клиента нет возможности воспользоваться приложением, то в течение 5 календарных дней с момента нужно заполнить извещение, которое можно найти на сайте, и обратиться с заявлением в офис урегулирования своего региона. Далее на электронную почту своей страховой нужно направить документы. Кстати, страховые компании могут запрашивать и дополнительные документы, необходимые для установления обстоятельств.

Отказать нельзя выплатить

Чтобы получить компенсацию ущерба, все вышеперечисленные действия стоит выполнить правильно. Иначе страховая компания может отказать в выплатах.

"Отказ в возмещении возможен в случаях, когда событие является не страховым или риск не предусмотрен договором. Например, в "Ингосстрахе" отдельно страхуется риск проникновения атмосферных осадков через кровлю или межпанельные швы, и если этот риск не был включен в полис при заключении договора, то страховая компания не сможет выплатить страховое возмещение", - подчеркнули в компании.

Кроме того, есть и интересная особенность, связанная с пожаром. Если возгорание произошло по неосторожности, например, человек был в состоянии алкогольного опьянения и не затушил окурок, то компенсацию выплатят.

Павел Конев пояснил, что в выплате могут отказать, если событие случилось умышленно, например, собственник не закрыл кран или не выключил утюг. Тогда страховка не покроет ущерб. Также страховка не покрывает естественный износ без видимых причин: например, если стиральная машина внезапно перестала работать.

"Помимо этого, к не страховым случаям относят ущерб, произошедший вследствие военных действий, гражданской войны, народных волнений, ядерного взрыва, радиации и конфискации имущества правоохранительными органами", - уточнил Конев.

Кроме того, имущественное страхование покрывает ущерб при уничтожении или повреждении имущества, но не риски гражданской ответственности, например, если соседи пострадали в результате ремонта в вашей квартире. Но риск гражданской ответственности можно включить в покрытие за дополнительную плату.

"Кроме того, часто в договоре страхования может отсутствовать такой риск как бой стекол. Если его нет в перечне стандартных рисков, то его можно включить в покрытие", - прокомментировала профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

А вот если случай произошел по вине строителей или ремонтных бригад, например, сантехник забыл проложить уплотнитель, и труба стала протекать, то в таком случае компенсацию надо запрашивать у представителей строительной организации.

В других случаях страховая обязана выплатить компенсацию в размере суммы подтвержденного ущерба, но не больше предельного лимита в полисе.

"Нужно быть также готовым к тому, что из размера страхового возмещения может быть вычтен размер годных остатков", - подчеркнула Финогенова.

В случае, если вы считает отказ страховой в выплате неправомерным, то можно обратиться с претензией по адресу страховой компании. Так, страховщик обязан прислать письменный и мотивированный ответ — удовлетворить, частично удовлетворить или отказать в требовании. Позицию страховой компании можно оспорить в арбитражном суде.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще