Недвижимость / Интервью 18 февраля 2019 г. 10:46

Цифровые технологии повысят качество жизни россиян - Андрей Чибис

О том, как цифровизация городов становится реальностью, рассказал замглавы Минстроя России

Цифровые технологии повысят качество жизни россиян - Андрей Чибис
Фото: Пресс-служба Минстроя России

Москва. 18 февраля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Тема развития городской среды стала одной из ключевых в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи. Новые технологии для горожан предлагает и программа "Умный город". Среди самых передовых решений уже выделяют систему распознавания лиц, умные светофоры и остановки, цифровые системы по контролю за городскими службами и "умные" счётчики ЖКХ. О том, как цифровизация поможет горожанам сделать жизнь удобнее, рассказал в интервью "Интерфаксу" замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

Андрей Владимирович,  принят ли уже в России так называемый стандарт "Умного города"?

Мы подготовили минимальные базовые требования к тому, что должен сделать каждый город в России, в котором проживает более 100 тысяч человек, а также столицы субъектов с меньшим населением. Всего это 180 городов, которые должны обеспечить цифровую трансформацию в течение ближайших пяти лет. Это так называемый стандарт "Умного города", всем субъектам его проект уже доведен, обсуждения завершены, в ближайшие дни он будет официально утвержден.

Сколько всего городов готовы принять участие в программе?

Это те самые 180 городов, которые будут выполнять базовый стандарт, и пилоты -которые будут выполнять ещё и допмероприятия. На пилоты заявились более 70 городов, примерно 30 из них мы видим, как тестовые площадки, и понимаем как это сделать, но договорились провести еще раз актуализацию этого списка, министр подписал  приказ о порядке актуализации перечня пилотов. Мы сделали запрос в регионы с тем, чтобы губернаторы подтвердили готовность оказания помощи пилотным городам, поскольку региональная поддержка необходима. Как только губернаторы подтвердят готовность городов, я думаю, что это ближайший месяц, тогда у нас будет окончательно сверстан список. Параллельно от всех регионов представлены проекты паспортов умного города, мы дали соответствующие предложения по ним, до конца февраля регионы их должны утвердить.

Какие города будут первооткрывателями программы?

Как пример, могу назвать город Сочи - здесь есть отдельный проект вместе с "Сириусом" и госкорпорацией "Росатом" по теме "Умного города", сейчас мы обсуждаем возможность создания  инновационного кластера с рабочими местами и возможностью апробировать новые технологии. Или Уфа, здесь мы активно привлекаем коллег из Франции, в частности, компанию SUEZ. На форуме с ними было подписано соглашение по перечню конкретных шагов и действий в городе. Кроме того, это Самара, а точнее, это Самарско-Тольяттинская агломерация, которая является мощным проектом по развитию совершенно нового уровня и качества сообщения. Это города Пермь и Березники, Калуга и многие другие. И конечно, отдельно, не как пилот, а как наш партнер, город Москва.

Я уже назвал  шесть городов, но их будет не менее 30. Мы планируем в ближайшее время провести стратегические сессии с Чебоксарами, Дербентом, Евпаторией и Нижним Новгородом, который, кстати, победил в конкурсе проектов ГЧП с проектом "умных" остановок с привлечением  частных инвестиций.

Какие новшества появятся в городах прежде всего?

Во-первых, это создание цифровой платформы для интеграции городских служб на транспорте, в коммуналке, энергетике. На базе платформы у граждан появится возможность сигнализировать о тех проблемах, которые есть, чтобы город мог в автоматизированном режиме контролировать службы и их подрядчиков. Также люди смогут проголосовать и выбрать конкретные места и общественные пространства, которые в дальнейшем будут благоустраиваться.

Будет и приложение для мобильных телефонов?

Конечно, но это только лишь верхушка айсберга. В регионах будут приняты регламенты взаимодействия, систему оцифруют и тогда приложение заработает. Подходы понятны, у многих регионов решения уже есть. Более того, мы поможем регионам из той большой субсидии, которую мы даем на городскую среду, мы выделим несколько десятков миллионов рублей на задачу создания этих цифровых платформ, чтобы в 2019 году они уже появились, а до конца 2020 года заработали в полную силу.

Также параллельно с этим мы займемся проблемой транспорта. Мы просим наших коллег в муниципалитетах создать  интеллектуальные транспортные модели,  которые, в частности, позволят контролировать общественный транспорт. Мы поставили задачу сделать удобной оплату проезда и создать единые проездные, которые позволят не покупать множество билетов, а иметь все возможности в одной карте, или без неё - в мобильном. Это позволит уйти от наличных, в том числе, на маршрутках, а значит - сделать более контролируемой и прозрачной сферу транспортных услуг. Следующий шаг - комплексная  система транспортного обслуживания  в городах России. В частности, в больших городах должны появиться парковки с удобным способом оплаты, с возможностью посмотреть в приложении свободные парковочные места. Мы хотим дойти до того, чтобы была возможность бронировать места на парковке. Эта задача реализуема.

Система бронирования парковочных мест станет доступна для россиян? 

Это  технически решаемая задача. Думаю, что в ближайший год уже появятся первые примеры.  Конечно, бронь очень удобна - для любого водителя, особенно для тех, кто едет с ребенком или пожилым человеком, и заранее понимает, что приедет к определенному времени, заранее бронируя парковку.  Более того, понимая, что свободной парковки нет, часть из нас выберет такси или общественный транспорт.

В Москве это появится в первую очередь?

В первую очередь мы планируем протестировать технологию в других городах, поменьше. В Москве цена ошибки высока. Команда в  столице очень профессиональная, мы с коллегами советуемся и обсуждаем разные идеи. Думаю, если проект "взлетит", Москва заинтересуется. Для них это важные задачи.

А что предложит программа для общественных пространств и их удобства?

Еще одним разделом стандарта "Умного города" станет всё, что связано с городской средой. Это, в частности, умное освещение и умные остановки, которые подстраиваются под необходимую температуру – где холодно, делают воздух теплее, и наоборот. Также на остановках у людей будет  возможность подключиться к вай-фай, зарядить телефон и нажать кнопку экстренного вызова в случае возникновения проблемы.

Когда российские города планируется оснастить умными светофорами? Помогут ли они решить проблему с пробками?

Они уже есть, пилотный проект отработан в Воронеже вместе с японскими коллегами. Светофоры работают без вмешательства человека, это интернет вещей с элементами искусственного интеллекта. Светофоры связаны между собой и, в зависимости от трафика, включают тот или иной режим, распределяя поток машин и тем самым снижая затрудненность движения. Эффект – ускорение движения на дорогах до 30%. Подобные решения будут пилотироваться также в Новосибирске и в Нижнем Новгороде. В ближайшие годы к ним присоединятся и другие города.

А что насчет безопасности в городах? Будут ли здесь новые решения?

Безусловно, в стандарт  войдут и технологии в сфере безопасности. В частности, это повышение уровня безопасности за счет интеллектуальной системы видеонаблюдения и аналитики, в том числе- распознавания лиц. Сейчас российский софт позволяет создавать систему видеоаналитики и камер, которые, в том числе, производит концерн "Калашников". Представители концерна были на сессии "Умного города" в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи, "Калашников" готов активно заходить в это сферу, предлагая свои решения. Например, камеры, которые уже производят для этого предприятия, позволяют определить, идет ли человек с оружием или без. Это происходит с помощью видеоаналитики, которая позволяет по поведению человека определять такие ситуации - то есть не прямолинейно обнаруживать оружие, которое видно, а по поведению человека идентифицировать, что он вооружён. Даже если пистолет, например, спрятан в рюкзаке.

В России  сейчас довольно остро стоит вопрос газовой безопасности. Возможна ли разработка  новых технологий, которые помогут обезопасить граждан от взрывов газа?

Мы не ставили это в перечень базовых требований нашего проекта, так как решение до конца не проработано. Но мы видим, что сегодня уже есть ряд технологий, позволяющих обнаруживать утечку газа и отключать его подачу. Конечно, это дорого в масштабах страны, но в случае необходимости такие технологии могут быть внедрены в жилых домах. Мы смотрим и  обсуждаем, как это можно сделать финансово и юридически, но очевидно, что технологические решения есть.

С недавних пор в Москве звучат предложения освободить население от так называемого "поверочного рабства" со счетчиками. Как считаете, возможно ли внедрить интеллектуальную систему учета тепла и воды в жилых домах?

Всё, что касается домов, интеллектуальный учет уже точно будет введен в ближайшие годы. По электроэнергетике такие решения уже приняты законодательно, эти приборы учета находятся не в квартирах, поэтому задача решаемая. Сейчас мы ведем расчеты и дискуссию по поводу приборов  учета потребления воды.

Может ли их установка сказаться на тарифах для населения?

Все процессы будут рассчитываться. Сейчас есть разные технологии, в том числе и такие, которые позволят не менять весь прибор учета, а добавить в него головку, которая будет предавать данные.

Будут ли новые решения для строительной отрасли?

Всё, что связано с недвижимостью и строительством, - конечно. Это цифровой кадастр, полная аналитика, которая позволит определить, что за объект строится, соответствует ли разрешению градостроительной документации, платит ли налог на недвижимость, изменялись ли границы земельного участка. Также эту информацию можно будет проверить с помощью беспилотников раз в полгода или, возможно, раз в месяц. Кроме того, появится возможность выявлять потери и аварийность на теплосетях и контролировать строительные объекты. Сейчас важнейшая задача -защита обманутых дольщиков и предотвращение новых проблемных ситуаций,  и  цифровые технологии помогут определить, что строится в городах и каким образом, нужными ли темпами ведется строительство.

Как считаете, наши российские технологии будут востребованы в других странах?

У нас уже есть накопленный багаж направлений, которые мы умеем делать, мы уже способны эти технологии экспортировать. Многие из тех технологий, которые есть в "Банке решений умного города", востребованы у наших западных и азиатских партнеров. Банк уже работает на трех языка – русском, английском и французском. Мы активно взаимодействуем с французскими коллегами, и Франция уже рассматривает эти технологии, готова не только делиться своими, но и применять наши. Ряд из них, в том числе по интеллектуальной системе управления отходами, позволяющей оптимизировать расходы, а также системе распознавания лиц, очень востребованы в мире. О них узнают и в Арабских Эмиратах, и в ряде стран Восточной Европы, а сейчас и Западной. Эти решения уже покупают.

Из каких источников планируется финансировать проекты "Умного города"? Какие суммы могут выделить регионам?

Окончательные цифры объема частных инвестиций и потребностей в бюджете будут определены после 31 марта, когда будут утверждены все региональные программы. Мы не исключаем, что, оценив объем потребностей, мы будем инициировать выделение на проекты федеральной поддержки.