Недвижимость / Интервью 6 августа 2020 г. 08:51

Марат Хуснуллин: развитие транспортной инфраструктуры - отличная антикризисная мера

Инфраструктурное строительство станет драйвером экономики России и поможет "перезапустить" регионы, уверен вице-премьер РФ

Марат Хуснуллин: развитие транспортной инфраструктуры - отличная антикризисная мера
Фото: пресс-служба правительства РФ

Москва. 6 августа. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Строительный комплекс России всегда был драйвером экономики, однако сама отрасль сегодня нуждается в стимулировании. О том, как инфраструктурное строительство поможет стройке "вытянуть" себя и помочь другим, рассказал "Интерфаксу" вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

На строительной отрасли огромный массив задач после пандемии. На каких направлениях Вы концентрируете свою работу сейчас и какие перспективы видите в будущем? 

Всю свою работу я систематизировал и разложил на проекты. Всего получилось 49 крупных блоков задач и вопросов, которые требуют стратегического решения. Это проекты, от реализации которых зависит не сиюминутное улучшение какой-то определенной ситуации; они являются основой и фундаментом всего дальнейшего развития строительной отрасли, перспективного развития регионов и учитывают влияние и течение глобальных экономических процессов.

Считаю, одной из первостепенных задач является изменение нормативной и законодательной базы. Это назрело давно и чрезвычайно важно сейчас, в настоящий момент: нам предстоит раскачать бизнес-процессы в отрасли, запустить маховик, а для этого нужно убрать барьеры и препоны, мешающие людям работать. Я понимаю эти объективные и субъективные препятствия, тем более у нас в Москве накоплен богатый опыт борьбы с административными барьерами. Поэтому и на федеральном уровне сейчас активно просчитываем, как за счет административных и организационных решений можно сократить по срокам инвестиционный цикл. Я ставлю для себя задачу – сократить его минимум на год. Представляете, что такое ускорить стройку на год в масштабах страны? Это может стать настоящим прорывом! Это откроет двери для небывалого притока инвестиций, а значит, запустит всю производственную цепочку, обеспечит граждан рабочими местами и скажется на экономике всей страны.

Другим приоритетом является реализация комплексного плана модернизации и расширения транспортной инфраструктуры. Достижение показателей, обозначенных этим планом, может "перезапустить" жизнь в отдельных регионах. Сюда входит развитие всех видов транспорта и сопутствующей инфраструктуры: это и трасса "Европа-Западный Китай", и ЦКАД, и развитие всего Московского транспортного узла, и реконструкции БАМа и Транссиба, да еще ряд других.

Как Вы считаете, может ли реализация транспортных проектов стать драйвером развития, как, например, в период великой депрессии в США, и потянуть за собой рост в смежных отраслях?

Действительно, все сильнейшие экономики мира выходили из кризиса, в том числе за счет инфраструктурного развития; этим путем шла Америка, сейчас очень активно идет Китай. Вообще, развитие транспортной инфраструктуры – отличная антикризисная мера, способная дать мультипликативный эффект и с точки зрения занятости населения, и с точки зрения развития малого и среднего бизнеса. Я считаю, что и для нашей страны этот сценарий развития может оказаться эффективным.

Насколько активно уже идет работа в сфере дорожного строительства?

В этом году, несмотря на пандемию коронавируса, мы поставили задачу перевыполнить план по дорожному строительству.То есть, те мероприятия, которые были рассчитаны до 2024 года, мы планируем реализовать до конца 2023 и достичь целей нацпроекта за четыре года вместо оставшихся пяти.

Конечно, здесь главное не план и красивые цифры в нем, а улучшение условий жизни людей, – как скоро они увидят нормальные отремонтированные дороги, когда появятся новые трассы без объездов и больших "крюков" и т.д. Только в 2020 году дорожники отремонтируют более 13,7 тыс. километров дорог по всей стране.

Как удастся добиться такого ускорения работ?

Это сложная задача, но у нас есть решения. Надо понимать, что технологические процессы и сроки не обманешь, поэтому главным ресурсом сокращения периода работ я вижу уже упомянутое выше снижение административных барьеров и ликвидацию избыточных согласительных и разрешительных процедур.

Очень поможет в этом недавно подписанный президентом страны так называемый "транспортный закон". В нем учтено более 20 предложений, необходимых строительной отрасли. Также закон систематизирует правила согласований земельных и экологических аспектов. Все эти и другие нововведения позволят сократить строительный цикл реализации проектов федерального значения на 18 месяцев, то есть на полтора года. Я подчеркну, что "транспортный закон" затрагивает избыточные, слишком сложные и забюрократизированные процедуры, которые становятся тормозом строительства важных и значимых для жизни целых городов или регионов объектов.

Расскажите о наиболее масштабных и значимых дорожных проектах, которые будут реализованы?

Настоящий мегапроект – строительство 12 автодорожных обходов крупных городов до конца 2024 года. На сегодняшний день уже ведутся строительные работы около Анапы, Волгограда, Гудермеса, Канска, Мариинска и Усолья-Сибирского. Кроме того, по объездам Рязани, Хасавюрта и Владикавказа проектные работы планируется завершить уже в этом году, а в следующем – начать стройки по ним. Также проектируются объездные дороги у Набережных Челнов, Иваново и Медыни.

Эти объекты имеют ключевое значение не только для городов и регионов, но и для России в целом. Строительство обходов повысит комфорт и качество жизни в самих городах; ведь благодаря этому уйдут транзитные потоки из городов, сократятся "пробки", увеличится пропускная способность дорог, и, как следствие, снизится аварийность.   Также в наших планах создание новой скоростной автомобильной дороги М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань общей протяженностью более 700 км. В настоящее время это самый масштабный дорожный проект в России.

Хочу отметить, что стройки планируются и будут проводиться не только в рамках нацпроектов. Так, в течение трех лет, с 2020 по 2022 годы, будет проведена масштабная работа по расширению наиболее загруженных участков различных трасс с двух до четырех полос движения, а в 23 регионах страны будут расширены 600 км федеральных трасс.

А что ждет железные дороги? Ест ли планы по развитию таких магистралей?

Это также одна из ключевых задач. Например, продолжается модернизация БАМа и Транссиба, развитие Центрального транспортного узла, ведется активная работа по увеличению пропускной способности железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов. Эти задачи планируется решить до 2024 года. Осуществление этих проектов увеличит пропускную способность БАМа и Транссиба до 182 млн тонн, то есть, в полтора раза, а пассажиропоток в пригородном сообщении Центрального транспортного узла – до 850 млн пассажиров в год. Кроме того, обновленная инфраструктура позволит перевозить ежегодно до 125,1 млн тонн грузов в направлении портов Азово-Черноморского бассейна и 145,6 млн тонн в направлении Северо-Западного.

Россия – страна больших расстояний. Есть ли в планах развитие авиационной инфраструктуры?

Планы расширения сети авиамаршрутов, как и совершенствования аэропортов, занимают важное место в федеральных проектах. Так, до 2024 года предусмотрена реконструкция 68 аэродромов, включая 40 на Дальнем Востоке с общим объемом финансирования из федерального бюджета в размере 172 млрд рублей. В настоящее время по 20 проектам ведутся строительно-монтажные работы на общую сумму 14,5 млрд рублей.

Отмечу, что модернизация коснется как крупных аэропортов, так и небольших региональных. Например, уже в этом году планируется завершить работы в Челябинске, Хабаровске и Норильске. Продолжится реконструкция воздушных гаваней Якутска, Благовещенска, Магадана, Амдермы (Ненецкий АО), а также Минеральных Вод, Братска, Новосибирска, Томска, Олекминска, Жиганска, Верхневилюйска, Нерюнгри, Сеймчана и Певека.

Еще 11 объектов находятся в стадии проектно-изыскательских работ. Речь идет об аэропортах Мурманска, Ижевска, Читы, Полярного, Усть-Неры, Магадана, Тынды, Бухты Провидения, Марково, Лаврентий и Магнитогорска.

В этом году мы приступили также к проектированию аэропортов Грозного и Липецка, в планах – начало реконструкции объектов аэродромной инфраструктуры в аэропортах Петропавловска-Камчатского и Мирного. А основным результатом всей этой работы мы видим повышение авиационной подвижности россиян. Предполагаем, что в 2024 году этот показатель должен достичь 0,95 полета на человека в год.

Речь о развитии малой и средней авиации идет очень дано. Поможет ли развитие аэропортовой инфраструктуры возродить этот сегмент перевозок и расширить сеть региональных маршрутов?

Традиционно этот сегмент важен для труднодоступных регионов, таких как Якутия и Дальний Восток – о строительстве и реконструкции там аэропортов я уже говорил. Но и помимо этого нам предстоит сделать еще многое. В планах правительства – расширение до 50% от общего количества сети межрегиональных регулярных пассажирских авиамаршрутов, не заходящих в столицу. Замечу, в 2019 году данный показатель составил всего 39%. Что касается объема перевозок по региональным маршрутам, осуществляющимся без захода в Москву, то в прошедшем году он вырос до 19,2 млн пассажиров – на 3 млн больше плана.

Еще один, традиционный для России вид транспортного сообщения – водный. Он будет развиваться?

Действительно, Россия с ее богатейшими водными ресурсами имеет уникальный потенциал для развития внутреннего водного транспорта.Это наиболее безопасный и экологичный его вид, обладающий к тому же самым мощным"зеленым" потенциалом. Но здесь надо отметить, что серьезную проблему для наших речников представляет сезонный фактор. В разных регионах навигация возможна в период от 4 до 6 месяцев, в оставшееся время флот вынужден простаивать.

Для сравнения, например, скажу, что доля внутреннего водного транспорта в общем грузообороте в Нидерландах составляет сегодня 38%, в Германии - 11,5%, а у нас, в России - менее 3%, хотя 30 лет назад этот показатель достигал 20%. Вот в связи с таким положением вещей правительством и поставлена задача качественного роста речного транспорта и его инфраструктуры.

При этом строить дополнительные речные порты необходимости нет, так как существующая сеть из 130 портов вполне достаточна. Напротив,здесь более актуален вопрос привлечения инвестиций в развитие уже имеющихся транспортных узлов. Но нужно признать, что программа ускоренного вовлечения в хозяйственный оборот портовых сооружений, перегрузочных комплексов и причалов, находящихся в неудовлетворительном состоянии (которую еще называют программой приватизации речных портов за 1 рубль), пока не вызвала заметного интереса со стороны бизнеса. Именно поэтому нам надо найти действенные инструменты повышения инвестиционной привлекательности таких проектов.

В то же время, хочу отметить, неплохо идет строительство причалов в наиболее живописных и красочныхместах. Вкупе с разворачивающимся строительством отечественных круизных судов это закладывает хорошую основу для успешного развития круизного бизнеса.

А есть ли программа развития морской портовой инфраструктуры? Каковы планы по возведению таких объектов?

Безусловно, вплоть до 2024 года расписаны планы развития портов Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов. Таким образом, уже через четыре года мощность морских портов России увеличится более чем на 300 млн тонн.

Сегодня большое значение приобретают проекты на Дальнем Востоке. Здесь можно выделить реконструкцию автомобильно-железнодорожной паромной переправы "Ванино–Холмск". Это стратегический жизнеобеспечивающий объект, который соединяет расположенные в 145 милях друг от друга морские порты Ванино на материке и Холмск на острове Сахалин. Переправа была запущена ещё в первой половине 70-х годов, и в настоящее время требует модернизации. В результате этой реконструкции станет возможным обслуживать новые паромы ледового класса и большей вместимости, а также увеличить объем грузов на 400 тыс. тонн, а количество пассажиров – на 82 тыс. человек. Реконструкцию этой переправы, на которую из федерального бюджета выделено почти 15 млрд рублей, закончат в 2022 году.

Получит развитие и сам порт Ванино в Хабаровском крае, грузоперевалочная мощность которого к 2024 году увеличится на 45 млн тонн. Здесь речь идет, прежде всего, о создании новых и развитии существующих угольных терминалов.Например, уже сегодня ведется строительство транспортно-перегрузочного комплекса АО "ВаниноТрансУголь". Уже в этом году завершится первый этап строительства, а полностью работы закончатся в 2023 году. Отмечу, что проект стоимостью 45,3 млрд рублей реализуется в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

Параллельно ведется реконструкция действующего терминала АО "Дальтрансуголь", расположенного в районе порта Ванино. Стоимость проекта, реализуемого компанией СУЕК, составляет 31,8 млрд рублей.

Каковы планы по строительству или развитию портов в других бассейнах?

Конечно, планы развития касаются не только Дальнего Востока, но и других выходов к морю. Не менее значимым является и Северо-Западный бассейн. Например, в Усть-Луге, крупнейшем морском порту не только России, но и всего Балтийского побережья, к 2024 году появятся новые морские терминалы для перевалки минеральных удобрений, угля, зерновых и генеральных грузов суммарной мощностью почти 42 млн тонн. В рамках осуществления этого проекта группа компаний "Новотранс" планирует построить терминал LUGAPORT. Общий объем частных инвестиций в проект составляет 48 млрд рублей.

Другой строящийся здесь терминал, "Ультрамар", после выхода на проектную мощность – 12 млн тонн – станет одним из крупнейших в Европе морских терминалов.Стоимость его строительства составляет 9,3 млрд рублей. Планируется, что первая очередь этого комплекса будет введена в эксплуатацию до конца 2020 года, а вторая – в следующем.

Марат Шакирзянович, какова стратегическая цель развития всей этой транспортной инфраструктуры?

Безусловно, развитие транспорта и строительство инфраструктуры имеет огромное, я бы сказал, решающее значение в развитии территорий страны и оживлении экономических процессов в регионах. Это вектор развития на поколения вперед. Без преувеличения можно сказать, что подобного объема строительства, как нового, так и в плане реконструкции, на памяти нашего поколения еще не было. Но задачи поставлены, потенциал есть - значит, будем работать.