Это необходимо для синхронизации сроков и снижения числа документации, заверил замглавы Минстроя РФ
Москва. 6 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Строительная отрасль получила новый документ - Стратегию развития. О том, как он будет определять работу отрасли, какие планы в него заложены и что уже делается, рассказал "Интерфаксу" заместитель главы Минстроя РФ Александр Ломакин.
Как заявил президент России Владимир Путин 21 июня на заседании Госсовета, "застройка зачастую идет без учета перспективных планов и в итоге "съедается" городское пространство". Почему это происходит и есть ли способы борьбы с этой проблемой?
Конечно, есть. Но давайте сначала разберемся – почему. Потому что пока синхронизация планов между органами публичной власти, застройщиками и населением далека от идеала. Теперь про "что делать". Нужно проводить единую градостроительную, инженерную, экологическую, тарифную и транспортную политику как минимум на межмуниципальном уровне. Для этого нужно наделить регионы правом утверждать единый документ градостроительного развития, который при необходимости заменит генеральные планы и правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Собственно, это и предлагается в Стратегии.
Что сегодня мешает синхронизировать градостроительный процесс с планами территориального развития?
Прежде всего, это большое количество документов и программ, разные сроки реализации и мониторинга. Для синхронизации сроков в этом году планируется перейти на пятилетние программы капитальных вложений. Так будет легче работать всем, в том числе и промышленности.
Каким образом планируется сократить сроки принятия градостроительных решений, на которые сегодня уходит в среднем до двух лет?
Механизм КРТ уже позволяет сократить сроки за счёт внесения изменения в генпланы и ПЗЗ на основании документации по планировке территорий. Следующий шаг в этом направлении - уход от избыточных бумажных процедур, цифровизация отрасли и сокращение сроков предоставления исходных данных, качественное планирование и упрощенная система выдачи разрешений на строительство.
Сроки принятия решений помогают сокращать и мировые тренды, такие как создание агломераций. Агломерации позволяют сокращать издержки в развитии инфраструктуры, все процессы ускоряются, в том числе и в части принятия управленческих решений. Уже есть положительные примеры действующих администраций. К примеру, в Нижегородской области создано министерство градостроительной деятельности и развития агломераций.
С планами развития регионов нужно сочетать и КРТ. Как это удается делать?
Довольно успешно удается. Хочу подчеркнуть, что КРТ уже сейчас хорошо воспринимается в регионах. Ведь гораздо проще работать с инфраструктурой именно при комплексном подходе. Так, в Иркутской, Мурманской областях и Ямало-Ненецком автономном округе приняты решения о комплексном развитии жилых территорий. В Тюменской области, Республике Марий Эл, Ямало-Ненецком автономном округе заключены договора о комплексном развитии территорий жилой застройки, а в Архангельской, Костромской областях и Ставропольском крае уже началась реализация комплексного развития застроенных территорий.
Объем жилищного строительства при реализации указанных проектов составит около 700 тыс. кв.м, а площадь расселяемого жилищного фонда - 104 тыс. кв.м.
В Москве под КРТ часто используются промышленные территории. А как обстоит дело в регионах?
В регионах РФ, как в Москве, достаточно большое количество старых промышленных территорий, которые не используются по прямому назначению. Наиболее интересным на сегодняшний день является проект реализации комплексного развития территории фабрики "Большая Ивановская Мануфактура" - бывшее текстильное предприятие в Иванове общей площадью почти 14 га. На первом этапе там планируется создание научно-образовательного и культурного пространства с инфраструктурой, а затем строительство жилья, рекреационных объектов и благоустройство набережной реки Уводь. Объекты культурного наследия - фабрика "Большая Ивановская Мануфактура", ряд корпусов и дымовая труба - должны быть сохранены. Подлежит охране зона природного ландшафта и прибрежная полоса реки Уводь. На сегодняшний день проект решения КРТ уже подготовлен и опубликован.
И это не единичный пример. Например, в Воронежской области планируется комплексное развитие территории бывшего экскаваторного завода им. Коминтерна. В Волгоградской области к реорганизации с помощью механизма КРТ предусмотрены целых три больших территории: площадка бывшего тракторного завода, консервного завода и кондитерской фабрики "Славянка". В Ингушетии - территория бывшего кирпичного завода в городе Назрани, в Северной Осетии - завода "Электроцинк", а в Сахалинской области принято решение о комплексном развитии территории недействующего Долинского механического завода.
Субъекты РФ при реализации проектов КРТ используют инфраструктурный бюджетный кредит. На что чаще всего идут эти средства?
Начну с цифр. В рамках распределения первого транша в размере 500 млрд рублей (на 2022–2023 годы) одобрено 230 проектов для 690 объектов/мероприятий от 81 субъекта РФ. Средства распределены так: 345 объекта инженерной инфраструктуры на почти 147 млрд рублей, 50 объектов транспортной инфраструктуры на 146 млрд рублей, 92 объекта социальной инфраструктуры на 42 млрд рублей и т.д. В 24 субъектах построят около 80 социально значимых объектов, общая сумма средств ИБК на их реализацию составит почти 40 млрд рублей.
Что касается распределения дополнительных 500 млрд рублей, то уже одобрено 4 проекта на общую сумму более 314 млрд рублей.
Если говорить о конкретике, то, например, на заемные средства в Нижегородской области будет преобразована территория исторического центра, построено метро и обновлен городской электротранспорт. В Красноярске и Челябинске одобрены заявки на строительство трамвайных линий для метротрамвая. Комплекс очистных сооружений канализации возведут в Краснодарском крае.
По состоянию на текущий момент 23 субъекта РФ подали заявки на проекты, финансируемые за счёт средств ИБК, которые реализуются в рамках КРТ, и уже подтверждены намерения о строительстве около 150 млн кв.м жилья. Однако ситуация меняется буквально каждый день, есть основания полагать, что количество заявок будет увеличиваться.
Комментируя Стратегию, президент на госсовете напомнил о рабочих местах. Это реальная задача?
Есть два направления создания рабочих мест: создание новых предприятий и расширение действующих. Не секрет, что ряд старых предприятий в нашей стране не используется по своему прямому назначению, имеют устаревшее оборудование либо уже сданы в аренду по частям, поэтому расширять там уже нечего. На таких площадках планируется строительство в том числе современных технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и инновационных центров, которые обеспечат не только обновление территории, но и новые рабочие места.
Как вы считаете, реализация Стратегии поможет кардинально изменить состояние регионов?
Процесс этот уже начался, но он займёт не один год. Механизм КРТ, инфраструктурное меню и другие нацпрограммы и проекты должны помочь сделать серьёзный рывок в качественном развитии регионов. Снижение ряда административных барьеров и упрощение процедур помогут ускорить его, поэтому эффекты от изменений можно будет увидеть в ближайшие годы в каждом регионе.