Недвижимость / Интервью 22 марта 2017 г. 14:55

Строительство новых станций в центре Москвы экономически нецелесообразно

В другом районе города, где совсем нет метро, можно на эти деньги построить участок с несколькими станциями, считает руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры

Строительство новых станций в центре Москвы экономически нецелесообразно
Фото: пресс-служба Москомархитектуры

Москва. 22 марта. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Открытие новых станций метро в Москве всегда становится важным событием, поскольку оно влияет на жизнь очень значительного числа людей. Есть метро – есть комфорт, скорость, инфраструктура. Но пока станции есть далеко не во всех районах, хотя ежегодно на стройку подземки выделяется не менее 150 млрд. рублей. О том, сколько "ждать поезда" людям в отдаленных "спальниках" и подмосковных "спутниках", рассказал "Интерфаксу" руководитель управления внеуличного транспорта Москомархитектуры Максим Васильев.

 

Максим Львович, в Москве активно строится Третий пересадочный контур метро, продлеваются действующие линии. А про новые радиальные не слышно. Их не будет?

 

Будут и довольно скоро. Сейчас рассматривается возможность строительства новых радиальных линий, которые будут примыкать к Третьему пересадочному контуру (ТПК). Для этого уже на этапе проектирования на ряде станций будущего Второго кольца закладывается техническая возможность строительства новых пересадок.

В частности, планируется построить новый, так называемый Бирюлевский радиус. Предполагается провести линию от станции "Кленовый бульвар" ТПК на юг города, через район Бирюлево, который сейчас совсем не обслуживается метро, и вывести на присоединенные территории. Линия может пройти через территорию Южного Бутово и Щербинки. Предварительно линия дойдет до района Коммунарки. Однако, точной трассировки пока нет, это только предварительная проработка. Проект, скорее всего, будет реализован не ранее 2025 года.

Еже одна перспективная линия – Молжаниновская. Ее маршрут пройдет от станции ТПК «Шереметьевская» через район Дегунино, Куркино с выходом в Молжаниново. Это будет один из самых длинных участков, которые предстоит построить. Предварительно протяженность радиуса составит около 30 км. На проектирование и строительство этой линии может уйти около десяти лет.

В перспективе закладывается возможность строительства участка метро до Балашихи через районы Перово и Гольяново. Фактически последняя станция на этом радиусе будет уже в Балашихе. По нашим оценкам, это участок может быть запущен не раньше 2030 года.

Есть ряд линий и в более высокой стадии проработки. Например, готовы предпроектые документы по участку от станции "Улица Новаторов" до Коммунарки, а Кожуховская линия уже строится.

 

Ранее планировалось построить еще одну линию к Международному финансовому центру в Рублево-Архангельском. Как развивается этот проект?

 

Этот участок метро может быть построен к 2025 году. Мы планируем, что эта линия пойдет через районы Строгино, Щукино и выйдет к станции "Шелепиха" Третьего пересадочного контура. Сбербанк проявляет большую заинтересованность в этом участке, правда, они хотят строить и вводить эту линию кусками, а не целиком, но я думаю мы придем к общему решению.

 

Не раз обсуждалась идея строительства метро в Мытищи. Когда эта линия может быть построена?

 

Мы понимаем, что очень нужен участок метро в Мытищи. Но первоначальные планы по продлению Калужско-Рижской линии после Медведково в Челобитьево нереализуемы. Эта линия просто не вывезет такое количество пассажиров. В связи с этим предполагается строительство новой линии от Второго кольца через Ярославский район, с остановками в районе МГСУ, будущего ТПУ около железнодорожной платформы "Северянин" в Мытищах и конечной станцией в Королеве. Сколько будет станций, пока не понятно. Я думаю, что примерно 5-7.  Общая протяженность этой линии составит около 20 км, а построить его можно будет не раньше 2030 года.

 

Планируется ли строительство линии метро в Сколково?

 

На сегодня таких планов нет. Единственный вариант строительства метро в Сколково – это продление в будущем Филевской линии. При реконструкции этой линии можно будет рассмотреть вариант продления уже под землей, через Можайский район. Возможно, даже удалось бы "зацепить" и Одинцово. Однако, если этот проект и будет взят в разработку, то в очень отдаленной перспективе, намного позже 2030 года.

 

Про метро в Химках говорили как о практически свершившемся факте. Как дела с этим проектом?

 

Это тоже вопрос очень отдаленной перспективы. Как в случае с Калужско-Рижской, продления Замоскворецкой линии после станции "Ховрино" не будет. В противном случае мы перегрузим ветку. Таким образом, остается один вариант – тянуть в Химки Молжаниновскую линию метро. Но точной трассировки, как я говорил, еще нет.

 

Присоединенные к Москве территории активно застраиваются жильем и офисами. Сколько там будет линий метро? Не будет ли дефицита?

 

Всего на присоединенных территориях планируется построить четыре участка метро. Во-первых, это продление Сокольнической линии после станции "Саларьево" во-вторых, участок Калиниско-Солнцевской лини до Рассказовки, в-третьих, как я уже говорил Бирюлевская линия до Коммунарки и, в-четвертых, участок от станции "Улица Новаторов" до Коммунарки.

Кроме этого, в дальнейшем могут появиться и поперечные связки между этими линиями, например, от Внуково до Коммунарки.

 

А во Внуково когда будет построена линия метро?

 

В район Внуково мы планируем продление Калининско-Солнцевской линии метро после станции "Рассказовка". На дополнительном участке планируется разместить две станции "Пыхтино" и "Внуково". Пока нет окончательного решения – будет ли это наземный или подземный участок. Но есть понимание , что он появится после 2025 года.

 

С периферией все более или менее понятно, а будут ли новые станции в центре?

 

В центре города три новые станции появятся на Калинско-Солнцевской линии. Это единственный участок метро в центре города кроме Третьего пересадочного контура, по которому есть конкретное решение. Поэтому сейчас рано говорить о точных сроках ввода этого участка.

В качестве перспективных предложений прорабатывается возможность соединения Коммунарской и Кожуховской линии, а также Бирюлевской и Рублево-Архангельской. Точка пересечения этих линий, если такое решение будет принято, скорее всего, будет находиться на территории ЗИЛа. Однако к этим планам мы вернемся не скоро, не раньше 2035 года, а может и позже.

 

Городские легенды о существующих законсервированных станциях имеют реальную основу?

 

Готовых законсервированных станций, таких, например, как был "Спартак", в городе нет. Есть точки, где в свое время предполагалось строительство станций.

Например, это "Суворовская", которая должна была стать пересадочной со станцией "Достоевская". Под нее была заложена площадка возле театра Дурова, фактически под самим зданием. Недавно, мы рассматривали возможность строительства этой станции и пришли к выводу, что это нецелесообразно. Проект получается слишком сложным технически, слишком растянутым во времени и очень дорогим.

Другая возможная станция – "Российская" должна была появиться на Кольцевой линии и иметь выход на набережной Москвы-реки около Белого дома. Я думаю, что этот проект никогда не будет реализован, по тем же причинам, что и "Суворовская".

Надо понимать, что объем затрат на каждую из этих станций таков, что в другом районе города, где совсем нет метро, можно было бы построить участок с несколькими станциями.

 

Говоря о цене подземки нельзя не вспомнить об альтернативе в виде скоростных трамваев. Когда они появятся и где?

 

В настоящее время ведется проектирование трамвайной линии от станции метро "Шоссе Энтузиастов" в район Ивановское. К настоящему времени уже готов проект планировки. Длина этой линии, которая пройдет вдоль Шоссе Энтузиастов, составит около 6,5 км. Сегодня, говорить о точных сроках строительства трамвайной линии рано, предположительно это может быть 2019 – 2020 годы. Это позволит жителям районов Ивановское и Перово экономить на каждой поездке до станции метро около 30 минут.

Помимо этого, планируется построить две трамвайные линии в "новой" Москве - от будущей станции метро "Прокшино" до Троицка и вдоль трассы "Солнцево-Бутово-Видное" до территории "Коммунарки". Эти маршруты уже заложены в недавно утвержденном генплане "новой" Москвы.

 

А монорельс? Есть ли у него перспектива?

 

Нет, у монорельса как у городского транспорта в Москве нет никаких перспектив. Дорого, неудобно в эксплуатации и неэффективно. Изначально, предполагалось построить линию монорельса вокруг ВДНХ как прогулочный маршрут к возможному проведению ЭКСПО в Москве, однако построили один участок и забросили проект.

 

Так называемые "зонные" железнодорожные станции могут стать альтернативой или поддержкой метро?

 

Хорошей поддержкой. Это очень правильная идея, строительство зонных станций (в черте Москвы) поможет реорганизовать всю структуру железнодорожных перевозок в городе. Сегодня совместно с ОАО "РЖД" мы прорабатываем возможность создания таких станций практически на всех направлениях магистралей, кроме Савеловского и Ярославского.

Предварительно, мы планируем разместить эти станции около платформ "Петровско-Разумовская", "Карачарово", "Тушинская", "Царицыно", "Аминьевская " и "Кунцевская". По нашим расчетам до 80% пассажиров этих поездов и электричек будут высаживаться на зонных станциях.

 

Понятно, что это может разгрузить вокзальные комплексы. А как еще это можно сделать? Может быть, построить ТПУ? Например, на площади "трех вокзалов"?

 

Действительно, здесь соединяются потоки двух линий метро и трех железнодорожных вокзалов. Это очень большая нагрузка на транспортную инфраструктуру, и, конечно, в "час пик" здесь не протолкнуться. Именно поэтому мы предлагаем организовать зонные станции в "Карачарово" и на "Петровско-Разумовской". Таким образом, значительная часть тех пассажиров, которая сегодня едет в центр, будет выходить раньше.

А вот строить здесь уже ничего нового не надо. Это просто нецелесообразно.