Москва. 6 апреля. ИНТЕРФАКС - Потребности промышленности в поставках продукции на восточные рынки требуют более масштабного развития Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, заявил на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным гендиректор РЖД Олег Белозеров.
"Я предполагаю, лет пятнадцать активной стройки - качественной, важной и нужной на Дальнем Востоке - мы должны будем обеспечить", - сообщил топ-менеджер главе государства, описывая текущие и планируемые усилия в этой части.
"Мы выполнили очень тяжелый показатель установленный - 144 млн тонн на "восточном полигоне" всех видов грузов", - напомнил руководитель РЖД, говоря о завершившемся I этапе развития БАМа и Транссиба.
"Второй этап - 720 млрд рублей. В этом году 144 млн (тонн - ИФ) будет (провезено - ИФ), в следующем мы должны прирасти до 158 млн, потом - до 173 млн и в 2024 г. - 180 млн должны будем провезти", - добавил он.
Кроме того, Белозеров сообщил Путину, что в соответствии с его поручением сейчас готовится программа развития до 2030 г., и даже до 2035 г., и в рамках этой работы под "тот объем, который сейчас движется на Восток", так же "видна постоянная потребность".
"Экономика страны развернулась на восток еще больше. Все показатели превышены: тарифный грузооборот - на 2,5%, погрузка в порты - на 8,5%", - заявил топ-менеджер, назвав "уникальными" результаты по "восточному полигону" (встреча была посвящена итогам деятельности монополии в 2020 г.).
Глава государства в связи с перспективами развития "восточного полигона" призвал вовлекать в эту программу более широкие круги подрядчиков, удешевляя стоимость проектов.
"Я с Маратом Шакирзяновичем (Хуснуллиным, вице-премьером РФ - ИФ) разговаривал по поводу строек. (...) И я вас прошу организовать эту работу так, чтобы аукционы на отдельные участки проводились на профессиональном рыночном уровне и выбирались лучшие подрядчики, которые представляют самые лучшие проекты по качеству, срокам и цене. У них там свои компании есть строительные, тоже их надо задействовать", - заявил в этой связи Путин.
"Мы с правительством, с Маратом Шакирзяновичем как раз такую работу сейчас дополнительно организуем, чтобы участвовали и территории, и большее количество ведомств. Чтобы быстро можно было решать вопросы. (...) Предполагаем, что объем (работ - ИФ) будет гораздо больше, и местные компании, прежде всего, будут участниками. Более того, в долгосрочной перспективе для них будет хорошая работа. Но мы предполагаем, что объем будет еще больше и появится возможность расширить объемы строительных работ", - ответил Белозеров.
"Надо внимательно следить за ценами на строительство. Я соответствующее поручение выдам Федеральной антимонопольной службе, и вас прошу за этим следить", - подчеркнул Путин.
Белозеров на это ответил, что компания старается заключать контракты на весь цикл.
"Мы считаем - поскольку у нас есть возможность своевременно оплачивать - это хороший задел для строителей: приехать, развернуться и четко знать...", - сказал глава РЖД.
"...что оплата будет произведена", - дополнил его Путин, заявив, что "это отличные условия для работы".
"Мы обязательно проконтролируем", - пообещал Белозеров.
В ходе встречи руководитель РЖД и глава государства коснулись темы вывоза угля из Кузбасса.
"Мы выполнили ваше поручение - 53 млн тонн", - напомнил топ-менеджер.
"Последнее поручение, которое вы нам дали - прирост 30% в 2024 г. В этом году (будет доставлено - ИФ) 53 (млн тонн - ИФ), в следующем - плюс пять, в 2023 г. - плюс пять, и мы выйдем на 68 млн тонн - ровно +30%, как в поручении и звучит", - отчитался Белозеров.
По словам руководителя РЖД, прежде всего эти параметры будут достигнуты именно за счет строительства инфраструктуры. При этом генеральный директор компании подчеркнул, что "основной прирост по грузоперевозкам с запада на восток сейчас может дать БАМ". Для его модернизации необходимо строительство тоннелей или обходов горных массивов, где это будет возможно.
"Якутию надо не забывать, потому что там и тоннель никакой не нужен, и к океану ближе тоже", - заметил Путин.
"Мы провели обсуждение с министерством по развитию Дальнего Востока, провели обсуждение на правительственном уровне, с председателем правительства. Объем грузов очень серьезно прирос, грузоотправители хотят добывать и развиваться активнее. Мы до 1 сентября подготовим специальную программу по развитию якутского кластера, и направить (уголь из республики - ИФ) в ближайшие порты - в Ванино и, в том числе возможно, в Приморский край", - ответил Белозеров.
"Я вас прошу в тесном контакте это делать и с бизнесом, и с грузоотправителями, и с руководителями регионов - с Кузбассом, Якутией. Потому что и тот, и другой руководители регионов на меня выходят постоянно", - заявил президент.
"В постоянном контакте. Все потребности постараемся сейчас урегулировать, в том числе и разработать специальные правила - и увеличивать пропускные возможности, и, в том числе, чтобы правительство регулировало доступ к инфраструктуре в разных регионах, выставляя правильные приоритеты. Мы такую работу сейчас ведем и, уверен, доведем до конца", - сказал глава РЖД.
Говоря о модернизации БАМа, Путин также затронул вопрос развития Северомуйского тоннеля в Бурятии, которым планировал заняться "Сибантрацит".
"Там есть возможность обхода этого тоннеля с западной части в сторону океана?", - поинтересовался президент.
"Мы сейчас изучаем возможность, что оптимальнее - либо еще один тоннель, либо сделать обход. Но считаем, что это необходимо было бы делать в III этапе, потому что тех цифр, которые я назвал, мы достигнем во II этапе", - сообщил Белозеров.