Дальнейшее упрощение поможет развитию бизнеса в РФ, уверен управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ
Москва. 26 октября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Бизнес приветствует совершенствование таможенных правил в РФ, но отмечает, что сделать можно еще очень многое. О том, в каком направлении таможня и бизнес могут двигаться для повышения эффективности работы, рассказал на Международном таможенном форуме управляющий группы КНАУФ Восточная Европа и СНГ Янис Краулис.
Он напомнил, что группа, которая работает в РФ уже более 25 лет, является крупным мировым производителем строительных материалов. Сейчас у компании в России 17 действующих заводов. Ежегодные таможенные платежи составляют 1,5 млрд руб., оформляется около 3 тыс. деклараций. Только в 2018 году объем импорта компании составил около 100 млн. евро. В первую очередь это сырьевые материалы, которые, не производятся на территории РФ, оборудование и запасные части. При этом компания осуществляет экспортные операции на 1,5 млрд руб., примерно 2/3 которого приходится на страны ЕАЭС, 1/3 – на другие страны, в том числе страны Европейского Союза.
"Видим ли мы позитивные изменения в работе таможни за этот период? Конечно! Во-первых, это ввод электронного декларирования, информационные сервисы в "личном кабинете", администрирование единого лицевого счета и приоритет электронной формы взаимодействия, который закреплен федеральным законодательством. Все это соответствуют мировым и европейским тенденциям в направлении цифровизации, улучшения, упрощения и ускорения всех процессов", - подчеркнул Я.Краулис.
Он также отметил, что положительным моментом является введение "зеленого коридора", системы отраслевого категорирования, при которой у таможни есть возможность применять дифференцированный подход к участникам внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций.
"Кроме того, внедрены практики, существенно упрощающие работу при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, что важно и для общего улучшения делового климата в стране", - отметил он.
По словам Я.Краулиса, уровни импортозамещения и локализации растут, но, увы, сегодня еще большую часть оборудования приходится ввозить из-за рубежа, и в этой части бизнес ратует за дельнейшее упрощение.
"Имеющаяся возможность получения предварительного классификационного решения на ввоз оборудования очень важна при реализации крупных проектов. Таких, например, как у нас сейчас в Ленинградской области, где инвестиции превышают 40 млн евро. Это дает возможность ввезти оборудование одним таможенным кодом и упрощает саму процедуру ввоза и таможенного оформления сложного технологического оборудования.
Но, увы, со стороны практического бизнеса здесь есть некоторые проблемы. Зачастую, требуемая для получения предварительного классификационного решения информация может быть предоставлена только по завершении всего инжиниринга и запуска оборудования в производство у машиностроителей. Проекты часто меняются в части каких-то технологических решений. Уже произведенное оборудование находится на складах у поставщиков, невозможно начать поставки до получения предварительного классификационного решения. Это не очень удобно для бизнеса, требует дополнительных расходов на хранение и логистику. Было бы удобнее организовать временную зону таможенного контроля на площадке предприятия до получения классификационного решения и начать поставки компонентов. А после получения классификационного решения иметь возможность все компоненты оформлять единым кодом. Это дало бы возможность сэкономить средства, которые в настоящее время используются нерационально", - пояснил Я.Краулис.
Он отметил также важность практической составляющей сроков.
"В случае предварительного квалификационного решения законом установлен срок – 90 дней. На практике ближе цифра 30 дней. Может быть, тогда и в законе указать какой-то средний показатель, например 60 дней. Это был бы шаг навстречу бизнесу. Если фактически это так, почему бы не придать этому законную силу?", - подчеркнул глава КНАУФ в России.
Еще один важный момент для бизнеса – это такие банальные вещи как запасные части, рассказал Я.Краулис.
"Некоторые из них необходимы для технологических процессов и не производятся в РФ. Формально законодательство ЕАЭС и РФ позволяет ввозить запасные части в единичном количестве без подтверждения соответствия, но на практике процедура сложная и долгая. Бизнес вместе с таможней могли бы разработать упрощение порядка ввоза запасных частей для ремонта и своевременной замены для ранее ввезенного импортного оборудования. Это значительно ускорило бы процесс и дало экономию средств", - отметил он.
"И последнее – различный подход к классификации товаров у национальных таможенных органов ЕАЭС и разночтения в текстах товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС и Гармонизированной системы ВТО. Совместно с бизнесом эту ситуацию также можно было бы улучшить", - резюмировал Я.Краулис.