Недвижимость / Мнения 19 февраля 2009 г. 17:25

Первым после кризиса восстановится рынок жилья

Коммерческая недвижимость будет преодолевать посткризисный синдром дольше, считает глава «РосЕвроДевелопмент» Иван Ситников

Эксперты российского рынка недвижимости утверждают, что продажа квартир даже с дисконтом позволяет многим компания оставаться на плаву и обслуживать кредиты. С мнением аналитиков согласен генеральный директор «РосЕвроДевелопмент» Иван Ситников. Эксперт рассказывает о своем видении будущих поворотов в русле рынка:

«Разные рынки будут восстанавливаться по-разному. Первый «кандидат» на восстановление, безусловно, жилье. Я думаю, что в определенный момент мы столкнемся с острым дефицитом площадей. Поскольку сейчас нет финансирования и новые проекты «заморожены», будет распродаваться все то, что осталось. Мне кажется, что здесь возможно резкое движение наверх.

Что касается коммерческой недвижимости, я думаю что самая тяжелая ситуация будет на рынке офисов. До кризиса многие компании активно развивались и поэтому предпочитали брать офисные площади «на вырост». Потом появился субрынок пересдачи офисов, потому что компаниям стали не нужны излишки площадей. Поэтому в разрезе сокращения издержек, все сокращают офисные площади. Это не предмет первой необходимости. Сегодня арендодатели испытывают большое давление со стороны арендаторов в отношении предоставления скидок.

Логистика с моей точки зрения это элемент инфраструктурной цепочки производства. Ее нельзя рассматривать просто как объект недвижимости. Логистика позволяет компания экономить свои издержки. Отсюда, локально возникает дисбаланс спроса и предложения на рынке, поскольку сокращаются ритейлеры. Но при этом вокруг Москвы не успели настроить много складов. В силу того, что это очень капиталоемкие и долгие проекты, они возможны только при получении долгосрочного финансирования. Мне кажется, что этот рынок достаточно быстро восстановится - через 1-1,5 года.

«Плохой» ритейл умрет. Низкокачественные торговые центры исчезнут как класс. «Хорошие» объекты пройдут тяжелую полосу - 2009 год и первый квартал 2010 года. Качественные, эксклюзивные объекты будут востребованы. Срок восстановления до докризисного уровня мы оцениваем в 1,5 года. Потом по «хорошим» объектам может быть движение вперед и рост. Я знаю, что сейчас многие стратеги заходят на рынок и покупают большие площадки под торговые центры, на которых они будут развивать крупноформатный ритейл. Они видят в этом кризисе большие возможности. Возможно, они правы».