Москва. 14 февраля. ИНТЕРФАКС - Российский рынок покинули около 20% европейских и американских крупных компаний, остальные сохранили бизнес в России, и некоторые из них наращивают вложения, заявил вице-премьер, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров в среду, отметив, что среди ушедших многие располагают опционами на обратный выкуп.
"Я думаю, не все знают эти цифры, я их сам недавно для себя отфиксировал на встрече с иностранными компаниями. Из 500 компаний европейских - я не беру тех, которые с оборотом меньше, чем 0,5 млрд рублей в год - из разных стран Европы, из 500 пока официально ушло всего, соответственно, 100. Это 20%. При этом я не буду называть, какие из них, но у большинства из них есть опционы, по решению президента сейчас ограничены двумя годами, но опционы есть", - сказал он в ходе пленарной сессии "Дня промышленности" на выставке "Россия".
Аналогичное соотношение ушедших и оставшихся инвесторов, по словам Мантурова, наблюдается среди американских компаний в РФ: "По предприятиям, опять же крупным, которые представлены, из США - их таковых 350, ушли 66 компаний, опять же те же самые 19% с небольшим. И тоже с опционами".
"Это говорит о том, что наш рынок интересен, и наш потенциал также интересен", - считает вице-премьер. Одним из преимуществ российского рынка, по его словам, является более высокая доступность энергоносителей относительно возможностей западного рынка.
Манутров отметил, что многие из оставшихся в РФ компаний "продолжают наращивать свои инвестиции, таким образом создавая компетенции нашей стране, нашей экономике". "Это касается как дружественных, так и недружественных стран", - подчеркнул он.
В беседе с журналистами Мантуров напомнил, что ближайшее время, когда начнут истекать сроки опционов на активы иностранных инвесторов - это 2025 год, так как ограничение длительности опционов в два года было введено в 2023 году. Опционы заключили примерно половина компаний, покинувших РФ.
Сделки по возврату западных компаний на российский рынок вряд ли будут проходить публично, но одновременно в РФ начнут появляться ушедшие бренды, поэтому процесс будет заметен, полагает Мантуров.
Таких сделок не стоит ждать в ближайшее время в автопроме, считает вице-премьер. "Если, допустим, Volvo ушло, значит, они бренд автоматически забирают, или Mercedes. А если они будут возвращаться как собственники, то могут использовать свой бренд. Но я сильно сомневаюсь с точки зрения целесообразности для автопрома: мы уже сами не сильно хотели бы этого в ближайшее время", - заметил он.