Сибирь / Эксклюзив 24 ноября 2009 г. 16:15

Директор томского филиала ОАО "Сибирьтелеком" А.Махорин: "Томский сегмент Интернета не исчезнет"

Директор томского филиала ОАО "Сибирьтелеком" А.Махорин: "Томский сегмент Интернета не исчезнет"

- Алексей Иванович, одним из основных направлением работы "Сибирьтелекома" по-прежнему является предоставление услуг стационарной телефонной связи. Как обстоят дела в томском филиале в этой области?

- Рынок Томской области достаточно насыщен - томский филиал занимает лидирующие позиции по количеству телефонов на 100 семей не только в СФО, но и в России. В области с населением чуть больше 1 млн человек монтированная емкость АТС - 350 тыс. номеров, и 335 тыс. абонентов пользуются услугами телефонной сети. Очередь на установку телефонного аппарата как таковая отсутствует.

На данный показатель также влияет еще один немаловажный фактор. Дело в том, что мы достаточно активно продвигаем услугу под названием "Старт" - это стационарный телефонный аппарат, но связь с телефонной станцией осуществляется не по проводам, а с помощью сети сотовой связи Wellcom. В этом году мы планируем подключить к данной услуге более 4 тыс. абонентов.

- Почему часть абонентов подключаются к "Старту", а не просят провести телефонный кабель?

- Тарифы, дополнительные сервисы, возможность доступа в интернет быстрота установки без протягивания проводов. Особо популярна эта услуга в районах малоэтажной застройки, активно ею пользуются предприятия малого бизнеса - им это очень удобно, особенно, если часто приходится менять месторасположение своих офисов.

- Ожидаете ли вы, что постепенно абоненты будут отказываться от проводной связи в пользу беспроводной?

- Безусловно, технический прогресс не стоит на месте, меняется и база для оказания услуг. Но уверен, что домашний телефон будет востребован. Мы развиваем новое направление - Next Generation Network (NGN), которое позволит предоставить широкий спектр интересных услуг, как для организаций, так и для частных лиц, недоступный пользователям мобильной связи - TRIPLE PLAY (высокоскоростной Интернет, цифровое телевидение и телефония).

В целом же можно сказать, что в настоящее время происходит все большая интеграция фиксированной телефонии с услугами передачи данных. Стирается грань между телефоном и Интернет. В этом году, когда мы заменяли последнюю в Томске АТС координатного типа, было установлено оборудование, позволяющее реализовывать технологию NGN.

- Кстати, о реконструкции. Много ли еще в области старых АТС?

- На сегодняшний день процент цифровизации в томском филиале достиг по городу - 100%, по селу - 92%. Электромеханических АТС осталось менее 7 тыс. номеров (из 350 тыс.) - это населенные пункты ниже райцентров, там, где окупаемость замены АТС низка. Одним из вариантов цифровизации является переключение клиентов на услугу "Старт" - мы ставим базовые станции сотовой связи и переключаем клиентов на беспроводные телефоны услуги "Старт". При этом клиенты вместе с беспроводным телефоном получают услуги широкополосного доступа в Интернет и сотовой связи.

- Как развивается в филиале мобильная связь? Удается ли вам конкурировать с сетями GSM?

- Конкурировать с GSM достаточно сложно, но мы опираемся на три основных преимущества. Первое - это демократичная цена, второе - это высокое качество связи, третье - максимальная территория покрытия и я бы еще добавил, возможность доступа в интернет без дополнительного модема. И если количество абонентов относительно сетей GSM у нас не так велико - порядка 4% от общего числа, то по географии - мы первые. В Томской области есть достаточно много населенных пунктов, где услуги связи не предоставляет никакой другой оператор. И большие площади мы покрываем как раз благодаря технологии CDMA.

Что касается Томска, то здесь мы продвигаем бизнес-идею широкополосного доступа. Сеть 3G в Томске работает с августа 2008 года - намного раньше, чем у операторов GSM. Наши абоненты имеют возможность выходить в Интернет на скорости до 2,4Мбит/с. В 2010 году после модернизации сети скорость будет увеличена до 3,1 Мбит/с.

Сейчас в сети CDMA в Томской области 47 тыс. абонентов. Замечу, что большой интерес к этой сети проявляют службы ГО и ЧС, ведомственные сети и другие специализированные предприятия, которым необходимо хорошее покрытие сети в области.

В соответствии с планами развития, к концу 2010 года в нашей сети CDMA будет минимум 60 тыс. абонентов.

- А что касается таксофонной связи? Считаете ли ее устаревшей?

- С 2006 года проводим оптимизацию таксофонной сети. У нас было большое количество нерентабельных таксофонов, которые в связи с развитием сотовых сетей не приносили доходы. Естественно, мы не убирали таксофоны из школ, больниц и т.п. За 2006 году из эксплуатации было выведено 250 таксофонов, осталось порядка 750 аппаратов.

В конце 2007 и в течение 2008 года в рамках Национального проекта универсального обслуживания мы развернули сеть универсальных таксофонов - всего было установлено 594 таксофонов. Ими достаточно активно пользуются в области. При этом нельзя забывать, что Томская область - передовая не только по услугам фиксированной телефонии, но и сотовой связи.

- Одним из самых перспективных направлений бизнеса "Сибирьтелеком" является предоставление услуг интернет. Какую долю филиал занимает на рынке широкополосного интернет-доступа (ШПД) в Томской области и каковы планы компании?

- Мы довели количество абонентов ШПД до 50 тыс. - это, по нашим оценкам, 40,3% рынка ШПД в регионе. К 2010 году "Сибирьтелеком" намерен довести эту долю до 43%. В настоящее время услуги ШПД мы развиваем, в основном, по двум технологиям - ADSL (около 90% абонентов) и ETTH ("витая пара", около 10%).

В прошлом году мы увеличили, практически удвоили количество абонентов сети ADSL, и в этом году тоже очень хорошая динамика. К концу года мы рассчитываем, что по этой технологии у нас будет 48 тыс. абонентов.

По ЕТТН мы тоже являемся лидерами в сибирском регионе. Традиционно Томск хорошо продает широкополосный доступ, в том числе это и заслуга того, что у нас есть свой городской сегмент интернета с бесплатным внутренним трафиком.

Что касается динамики подключений к ETTH, то она пониже, чем ADSL. Но я думаю, она скоро догонит динамику ADSL.

Следующее поколение - это внедрение технологии GPON. Она предполагает, что мы будем заводить волоконно-оптический кабель в каждую квартиру, устанавливать соответствующее оборудование, а клиенты получат услугу Triple Play - телефония, видеоконтент и передача данных.

У нас в планах строительство первой сети GPON в 2010 году из 260 домов. Один тестовый дом уже есть, люди очень довольны.

Происходит определенный переход технологий - ADSL, ETTH и GPON. Естественно, ADSL мы будем развивать и дальше, но уже не такими темпами. Упор будет сделан на ETTH и GPON.

- Объясните, чем отличается технология ETTH компании от того, что предлагают абонентам обычные домовые сети?

- Она отличается тем, что у нас гарантированное качество - мы не различаем корпоративных клиентов и частных лиц. Весь кабель проложен в телефонной канализации, стоит профессиональное оборудование.

Конечно, строительство сети на высоком техническом уровне требует значительного времени. Операторы услуг домовых сетей рвутся вперед, но быстрое подключение - далеко не всегда качественное.

Хотя, надо отметить, динамика положительная, начинает проявляться синергетический эффект - люди начинают понимать отличие, и клиенты идут на ЕТТН достаточно хорошо, даже при чуть более высокой цене.

- Есть ли спрос на старые способы выхода в интернет - dial-up?

- Да, очень примечательно, но до сих пор у нас остается услуга доступа dial-up по коммутируемым линиям. Здесь мы занимаем порядка 85% рынка. По dial-up есть определенная аудитория, и даже прикладывая усилия, нам не удается людей заманить на ШПД. Многие абоненты просто очень верны устоявшимся традициям. Это такая группа людей, которые подключились лет 12 назад, и до сих пор работают по dial-up, и их это устраивает. Нам она тоже приносит дополнительные доходы, мы не собираемся отказываться от ее предоставления.

- Как обстоят дела в томском филиале "Сибирьтелекома" по строительству сетей Wi-Fi и WiMAX?

- Что касается WiMAX - "Сибирьтелеком" планирует получать лицензию на данную услугу. Пока сроки ввода я сказать не могу - это зависит от разрешительных органов. Проект мы пока не заказываем, он достаточно дорогостоящий, и закажем мы его только после получения лицензии.

На самом деле, я считаю, в Томске достаточно сложно будет развивать WiMAX из-за мощного развития проводных технологий - оптоволокна, ADSL и беспроводных технологий (Wellcom, EV-DO). Там все очень плотно.

Wi-Fi у нас существует в основном в гостиницах, ведем переговоры с библиотеками. Также у нас есть несколько ресторанов и кафе, в которых бесплатный доступ в Тонет, а для выхода во внешний Интернет можно купить карточку. Это интересное направление, когда владельцы общественных мест для привлечения людей просто оплачивают трафик, берут "безлимитку", например, 256 Кбит/с, и фактически бесплатно предоставляют клиентам доступ в интернет. Это, скорее, имиджевая услуга, большого бизнеса там нет.

- Интересно Ваше видение на томский городской сегмент интернета с бесплатным трафиком - сами пользователи его называют "Тонетом". Раньше из-за дороговизны внешних каналов он выделялся достаточно сильно, но теперь, с появлением дешевых безлимитных "внешних" тарифов, многие пользователи отмечают размывание границ "Тонета".

- "Тонет" - это не только сеть, а сообщество заинтересованных людей, которого нет в других городах. То есть это не просто трафик, это определенный круг общения. Мы наблюдаем регулярное появление достаточно свежего контента в "Тонете" и рост его объемов в арифметической прогрессии. В связи с этим, я думаю, что, по крайней мере, пока "Тонету" ничего не грозит.

Мой личный пример - имея широкополосный доступ и безлимитный тарифный план, я все равно скачиваю тяжелый контент из городской сети. В любом случае удобнее скачать, например, 7 Гбит с томского трекера, чем через 1 Мбит/с из Москвы в течение нескольких часов.

Что касается рекламных трюков, когда компании предлагают по низкой цене широкие каналы, например, 3 Мбит/с, то это от лукавого. Такой широкий канал Вы увидите, в лучшем случае, в ночное время. В дневное время интернет-канал забит достаточно хорошо, и клиент получает те же 512 Мбит/с.

- То есть ожидать угасания городского сегмента Паутины не следует?

- Не думаю, что "Тонет" исчезнет. Сообщество, которое создавалось много лет, и заложенный в самом начале подход - бесплатный внутренний трафик - остаются в любом случае.

В каких-то случаях это, может быть, и мешает развиваться сетям. Они вынуждены вкладывать большие деньги во внутреннее развитие, в увеличение их пропускной способности, потому что трафик постоянно растет. С другой стороны, это очень хорошо привлекает клиентов, и они за 150 рублей получают доступ к огромным информационным ресурсам, которыми богата городская сеть. Вообще, я считаю, что у абонента всегда должен быть выбор, и что ему больше подходит, он выберет сам.