Железная дорога Кызыл-Курагино свяжет Туву и Красноярский край, а также соединит Элегестское угольное месторождение с портовой зоной Ванино в Хабаровском крае. Гендиректор ООО "Тувинская энергетическая промышленная корпорация" (ТЭПК) Руслан Байсаров, которое строит и железную дорогу, и порт в Ванино, в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал, когда по новой дороге пройдет первый поезд, и сколько будет стоить весь проект.
– Руслан Сулимович, ООО "ТЭПК" и ОАО "РЖД" заключили соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в области организации железнодорожных перевозок грузов. Расскажите, о чем вы договорились, и касаются ли эти договоренности строительства железной дороги Кызыл-Курагино?
- Данное соглашение напрямую связано со строительством железной дороги Кызыл-Курагино. Документ рассчитан на срок до 2030 года. Соглашение предусматривает организацию вывоза гарантированных объемов грузов с Элегестского угольного месторождения, а также развития железнодорожной инфраструктуры. Остальные пункты соглашения, касающиеся сроков ввода дороги, маршрутов и объемов перевозок будут определены отдельными соглашениями.
Мы договорились, что РЖД займется развитием железнодорожной инфраструктуры общего пользования на участке Междуреченск – Тайшет, расположенного недалеко от Элегестского угольного месторождения, разрабатываемого ТЭПК. Мы же обязуемся с 2018 года перевозить каменный уголь от станции Курагино до дальневосточных портов. Причем, объем перевозимых грузов не будет превышать 15 млн тонн в год. Кроме того, нам нужно будет проложить пути непосредственно от месторождения к основной линии Междуреченск-Тайшет.
Данное соглашение позволит нашей компании перевезти добытый уголь от месторождения по железной дороге Кызыл-Курагино. Дальше уголь пойдет через Транссиб и БАМ к портам в Хабаровском крае.
– Когда непосредственно начнется строительство железной дороги Кызыл-Курагино? Каков общий бюджет проекта?
- В настоящее время мы ведем подготовительные работы: получаем разрешительные документы и проходим главгосэкспертизу. У нас более чем 1100 томов документации. Это достаточно длительные процессы, поэтому сложно говорить о конкретных сроках до получения всех необходимых документов. Тем не менее, я надеюсь, что первый поезд по новому участку дороги Кызыл-Курагино пойдет в 2018 году.
Инвестиции в строительство железнодорожной ветки составят 156 млрд руб. Помимо самой дороги ТЭПК построит порт и перегрузочный комплекс в Ванино, а также горно-обогатительный комбинат (ГОК), электростанцию и несколько других вспомогательных объектов на Элегестском угольном месторождении. Суммарные инвестиции в проект освоения угольного месторождения составят 217 млрд руб. Причем большая часть этих средств заемные.
– Государство не отказало вам в предоставлении поддержки на 75% стоимости железной дороги?
- Недавно мы провели очередное совещание в Минфине. Возможно, что необходимую сумму нам предоставят из фонда национального благосостояния (ФНБ). Конечно, процесс выделения государственных денег - это сложный процесс, но у нас есть понимание, что деньги могут быть выделены. Ведь заемные средства не уйдут в никуда – они же не безвозвратные и будут направлены на конкретные цели.
Также мы ведем переговоры о привлечении кредитных ресурсов со всеми крупными банками. Но думаю, что уже в начале следующего года, скорее всего весной, мы начнем активную часть строительства железной дороги.
Если говорить конкретно, то средства инвесторов в данном проекте составляют 25%, или около 54 млрд руб. Остальные 163 млрд руб. – заемные.
- Ранее речь шла о строительстве железной дороги Курагино-Кызыл общей протяженностью 402 км. В настоящее время параметры проекта не изменились?
- Мы планируем построить самую протяженную железнодорожную магистраль в современной России. Соответствующее четырехстороннее соглашение о сотрудничестве подписано между Минтрансом России, администрацией Красноярского края, правительством Тувы и ТЭПК.
Длина дороги составит 410 км - 115 км по Туве и 295 - по Красноярскому краю. Магистраль пройдет с юга на север и соединит станцию Элегест со столицей Республики Тува городом Кызыл и далее до станции Курагино в Красноярском крае.
Строить придется в сложных инженерно-геологических условиях. Предстоит пройти через хребет Западных Саян, где высота площадок может достигать более 1400 метров над уровнем моря. Необходимо преодолеть три горных хребта, прорубить восемь тоннелей и возвести 127 мостов с высотой опор до 90 метров. У нас есть твердая уверенность в том, что технические решения, заложенные в проект, позволят при минимальных затратах в будущем довести объем грузоперевозок по данному участку железной дороги до 27 млн тонн.
- Что даст строительство железной дороги Туве и Красноярскому краю?
- Благодаря железной дороге Элегест – Кызыл - Курагино впервые появится возможность соединить Туву с общей сетью РЖД на участке Междуреченск-Тайшет и далее с Транссибирской магистралью.
Проект "Элегест – Кызыл - Курагино" позволит существенно улучшить транспортную инфраструктуру в Красноярском крае и Республике Тува, в целом изменить инвестиционный климат в регионе. Он носит ярко выраженный социальный характер. Мы создадим более 15 тысяч рабочих мест. Размеры налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты превысят 14 млрд рублей.
Столь масштабный проект потребует дополнительных источников электроэнергии. Мы введем в строй новую ТЭС (135 МВт), построенную по самым современным технологиям. Переговоры по этому вопросу уже ведутся с крупными зарубежными компаниями. Дополнительное тепло, которое будет вырабатывать наша ТЭС, пойдет на отопление городов и поселков Тувы.
– Помимо ТЭС ТЭПК планировала построить ГОК, который будет обслуживать Элегестское угольное месторождение. Готов ли его проект?
- Проект горно-обогатительного комбината готов, сейчас мы ждем завершения главгосэкспертизы по открытой добыче угля. По нашим оценкам, после ввода ГОКа мы сможем добывать около 17 млн тонн угля, при обогащении получим 15 млн тонн концентрата коксующегося угля. Без комбината добыть открытым способом такое количество ископаемых невозможно, поэтому и будет построен ГОК (шахта и фабрика). К настоящему времени мы закупили техники на миллиарды рублей, и она вся уже находится на месторождении.
Но пока ни комбинат, ни железная дорога не построены, мы будем понемногу наращивать объемы по открытой добыче. Однако без подобной "модернизации" не обойтись. Поясню: добытый уголь до железной дороги будут везти на автомобилях, а это более 400 км, и такая доставка экономически неэффективна!
Сейчас мы динамично зависим от рынка, поэтому до завершения строительства железной дороги будем добывать ежегодно от 1 до 5 млн тонн угля. Как только ГОК и подъездные пути к станции Тайшет будут построены, сможем вывозить с месторождения 15 млн тонн угля ежегодно.
- Кто будет генподрядчиком строительства железной дороги?
- Как только мы получим разрешительную документацию на железную дорогу, т.е. завершится главгосэкспертиза, мы объявим конкурс и выберем лучшую компанию-генподрядчика, которая будет строить железную дорогу. Скорее всего, это будет российская компания. И не исключаю, что это будет НПО "Мостовик" (занималось проектированием и строительством моста на острове Русский во Владивостоке и ледовой арены в Сочи), потому что эта компания очень хорошо зарекомендовала себя.
И после того, как завершится строительство ГОКа и железнодорожных путей, мы планируем завершить и строительство глубоководного морского терминала на мысе Бурный (в районе поселка Ванино). Срок реализации проекта – полтора года.
Возведение морского терминала на Дальнем Востоке положительно повлияет на развитие региона. В Хабаровском крае запланировано строительство объектов социальной инфраструктуры, будут созданы тысячи рабочих мест. И в результате реализации данного проекта Россия получит еще одни морские ворота в страны Юго-Восточной Азии через Тихий океан.