Сибирь / Эксклюзив 23 декабря 2011 г. 12:21

Гендиректор ЗАО "Енисейская промышленная компания" Р.Байсаров: "Освоение Элегеста позволит Туве стать сильной республикой"

Председатель правительства РФ Владимир Путин 19 декабря положил начало строительству железной дороги "Кызыл-Курагино", которая значительно изменит жизнь Тувы. Инициатором проекта является ЗАО "Енисейская промышленная компания" (ЕПК), которую возглавляет Руслан Байсаров.

Гендиректор ЗАО "Енисейская промышленная компания" Р.Байсаров: "Освоение Элегеста позволит Туве стать сильной республикой"

- Руслан Сулимович, Вы стали генеральным директором "Енисейской промышленной компании". Акционеры не часто возглавляют компании лично. Почему так произошло?

- Главная сложность проекта ЕПК – его администрирование: проект настолько сложный, настолько амбициозный и настолько масштабный, что, уверен, ближайшие несколько лет мне придется лично каждый день участвовать в жизни ЕПК. Между прочим, нисколько об этом не жалею. Это к тому же безумно интересно. Новый вызов, причем такой, которому, думаю, позавидует любой менеджер.

Все, что связано с ЕПК, очень тесно переплетено с развитием и инфраструктуры интересного, потенциально очень богатого региона, которым является Республика Тува. Мы каждый день сейчас взаимодействуем с большим количеством министерств, аппаратом правительства, РЖД. Везде надо лично, по крайне мере, пока, отстаивать идеологию проекта. Надо доказывать, что без развития инфраструктуры мы можем просто потерять настоящие сокровища, которые скрывают недра этого региона.

- Недавно было объявлено, что ЕПК будет единственным частным инвестором строительства железной дороги "Кызыл-Курагино". Компании предстоит инвестировать 87 млрд рублей. Извините за нескромный вопрос - но откуда такие деньги? Будет ли компания привлекать средства на рынке?

- Таких крупных и интересных проектов в мире не так уж много. Государство уже взяло на себя обязательства по участию в проекте на 49 млрд рублей. Это один из самых крупных проектов государственно-частного партнерства за последние годы, и он интересен инвесторам и банкам.

Общий объем инвестиций ЕПК составит около 117 млрд рублей. Из них 87 млрд рублей - в железную дорогу, 30 млрд рублей - в освоение месторождения. Конечно, деньги будут привлекаться на международном рынке капитала, без этого просто подобные масштабные проекты не функционируют.

На данный момент проект подразумевает строительство дороги с возможностью перевозки до 15 млн тонн грузов в год. Если какие-то другие компании захотят участвовать в проекте и расширить пропускную способность дороги, то мы рассмотрим возможность наращивания пропускной способности до 27 млн тонн.

- Каковы сроки реализации проекта строительства желдороги?

- Уже этой весной мы планируем заложить первый километр пути. По поводу последнего звена хотелось бы, чтобы в год столетия вхождения Тувы под протекторат России (2014 год - ИФ) мы смогли бы запустить движение.

- Соответственно, каковы сроки разработки Элегестского месторождения - когда компания выйдет на плановые объемы добычи?

- Сейчас много обвинений по поводу того, что наша страна не разрабатывает новых месторождений, а лишь эксплуатирует старые, но это миф. И масштабный тувинский проект - один из аргументов против данного мифа. У нас действительно очень богатая страна, и надо просто не лениться развивать ее и делать еще богаче. Знаете, какое впечатление производят грузовики с нашим углем, когда едешь на месторождение, а они идут навстречу тебе - подряд в течение шести часов?

Добыча идет уже сейчас, а к 2014 году мы выйдем на плановую мощность 7 млн тонн в год. К 2020 году выйдем на рубеж 15 млн тонн.

Элегестское месторождение – самое крупное из разведанных месторождений в Российской Федерации, одно из крупнейших угольных месторождений в мире. Утвержденные запасы Элегестского месторождения составляют 855,2 млн тонн коксующихся углей. Объемы запасов угля из Элегестского месторождения сопоставимы с объемами двух воркутинских угольных бассейнов.

В России всего добывается в год около 320 млн тонн угля. Мы одной шахтой в перспективе будем добывать в год 20 млн тонн коксующегося угля – угля самой высокой пробы.

Если посмотреть на предложения знаменитых экономистов, то именно инфраструктурные проекты в условиях кризиса могут дать наибольший эффект. Так поступала Америка в тридцатых годах XX века, и так надо поступать сейчас. Об этом говорят ведущие экономисты мира, об этом говорят руководители нашей страны. Это понимают все, кто знаком с азами экономики.

- Как повлияет выход Элегеста на полную мощность на рынок угля? Наверняка вы прогнозируете изменение предложения, спроса, как следствие - цен?

- Конечно, многое зависит от мировой конъектуры. Но элегестский уголь обладает уникальными характеристиками качества, поэтому мы защищены от этих рисков.

- Что даст Туве железная дорога и элегетский проект?

- Я в Туве сам появился довольно случайно. Поехал с другом на охоту и просто влюбился в эту землю. Начал интересоваться, спрашивать, чем живет край. Когда я узнал, что скрывается в республике под ногами, я был просто поражен.

Но сегодня в республике, несмотря на природное великолепие, очень плохо с инфраструктурой. Плохо с кадрами. Плохо с социалкой. Поэтому мы начали с проекта по системному строительству инфраструктуры вокруг наших объектов. В этом нас очень поддерживают местные власти. Речь идет не только о дорогах и сетях, мы будем возводить полноценные рабочие поселки с больницей, школой. В республике наша компания намерена всерьез проработать вопрос с профессиональным техническим образованием.

Кроме того, строительство железной дороги значительно улучшит ситуацию с занятостью населения: сейчас безработица является одной из главных социальных проблем республики. Около 15 тысяч тувинцев смогут получить работу и на строительстве дороги, и при разработке месторождения. Еще около 10 тысяч человек, как мы считаем, смогут трудиться в малом бизнесе, возникновение которого будет простимулировано реализацией столь масштабного проекта.

Это самые важные инвестиции - инвестиции в человеческий капитал. Я убежден, что в результате реализации проекта ЕПК Тува перестанет быть бедным регионом. Это будет очень сильная республика, и доходы ее жителей будут одними из самых высоких в России.