Сибирь / Эксклюзив 26 июня 2014 г. 11:31

Губернатор Иркутской области С.Ерощенко: "У нас нет самоцели уменьшить дефицит бюджета, мы должны увеличить его эффективность"

О закрытии Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, развитии газохимии, создании туристcко-рекреационной зоны и жилищном строительстве в Иркутской области рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" губернатор региона Сергей Ерощенко.

Губернатор Иркутской области С.Ерощенко: "У нас нет самоцели уменьшить дефицит бюджета, мы должны увеличить его эффективность"

- Сергей Владимирович, Иркутская область провела тендеры на привлечение 1 млрд рублей для финансирования дефицита бюджета региона, тендеры выиграли ОАО "Сбербанк" и ОАО "Банк ВТБ". Будет ли область подписывать с ними соглашения об открытии кредитных линий?

- Действительно, Иркутская область в ноябре 2013 года привлекла кредиты кредитных организаций (Байкальский банк ОАО "Сбербанк России" и ОАО "Банк ВТБ) на покрытие дефицита областного бюджета в объеме 1,06 млрд рублей по средней ставке 8,24% годовых.

Кроме того, для финансирования дефицита областного бюджета в 2014 году министерство финансов Иркутской области заключило государственные контракты с вышеупомянутыми кредитными организациями и ОАО "Промсвязьбанк". В рамках этих контрактов возможно предоставление кредитов на общую сумму 9,8 млрд рублей со сроком кредитования до трех лет по средней ставке 9,35% годовых.

Однако фактическое привлечение кредитов будет происходить по мере необходимости, то есть, когда непосредственно будет нужно обеспечить сбалансированность регионального бюджета.

- В бюджете региона на 2014-2016 годы указано, что дефицит будет финансироваться за счет банковских кредитов (в 2014 году - 8,8 млрд руб., в 2015-м - 15,6 млрд, в 2016-м - 15,9 млрд). Планирует ли регион заменить банковские кредиты на беспроцентные, бюджетные от Минфина РФ? Если да, то в каком объеме?

- Дело в том, что Минфин РФ может заменить коммерческие кредиты бюджетными только тем регионам, у которых уровень государственного долга превышает 50% собственных доходов (у Иркутской области это показатель составляет всего 4,2%) и, кроме того, если у региона имеется значительная доля коммерческих кредитов в общем объеме кредитной задолженности.

Сейчас структура государственного долга Иркутской области представлена бюджетными кредитами (66%) и кредитами коммерческих банков (34%). Поэтому Минфин пока не рассматривает вопрос о замене кредитов для нашей области.

Вместе с тем, как мне кажется, выдачей бюджетных кредитов по указанным критериям министерство финансов РФ стимулирует бесконтрольные займы.

Вообще смысл брать кредиты существует, если они вкладываются в развитие.

При этом у нас нет самоцели – уменьшить дефицит бюджета. Наша задача – уменьшить затраты, увеличить доходную часть бюджета и повысить его эффективность. Несколько лет назад наш бюджет действительно не имел дефицита, но не строились ни школы, ни детские сады, то есть, он был "неподвижным". При этом была инфляция, увеличивался ветхий жилой фонд, возникали сопутствующие проблемы.

Самая большая проблема Иркутской области – отсутствие инфраструктуры. Не вкладываясь в развитие инфраструктуры, не будешь иметь перспективу. Мы за два года построили больше социальных объектов, чем за последние 20 лет. Инфраструктура также нужна и для нефтехимического производства, и для развития туризма.

- Будет ли Иркутская область в 2014-2016 годах эмитировать гособлигации?

- Да, мы предусмотрели в трехлетнем областном бюджете выпуск гособлигаций. Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Иркутской области установлены на 2014 год в размере 3,5 млрд рублей, на 2015 год - 11,5 млрд рублей, на 2016 год - в сумме 12 млрд рублей.

В свою очередь, выпуск гособлигаций Иркутской области в 2014 году будет проводиться в зависимости от ситуации на рынке субфедеральных облигационных займов. То есть, мы разместим гособлигации в том случае, если ставки по облигационным займам будут значительно ниже ставок по коммерческим кредитам. Это делается для экономии расходов на обслуживание государственного долга.

- Сообщалось, что на площадке в Усолье планируется развивать газохимию, а сырье для нее брать с Ангаро-Ленского и Заславского месторождений. Ведутся ли сейчас переговоры с недропользователями? Кто выступит инвестором проекта газохимического производства? Когда появится сам проект?

- Сырьем для проектируемого газохимического комплекса в Усолье-Сибирском действительно рассматривается газ Ангаро-Ленского месторождения и Заславского участка. В настоящее время мы совместно со стратегическим инвестором ведем переговоры с недропользователями месторождений по вопросам их эффективного освоения и создания необходимой инфраструктуры.

Проект предполагает создание в Усолье-Сибирском газохимического комплекса по производству метанола. Разработку проекта планируется завершить до конца этого года.

Кроме того, в нашем регионе планируется разработка Ковыктинского месторождения. Оно настолько огромно, что инвестиции в него невозможно обосновать внутренним рынком Иркутской области. Этот проект будет реализовываться, как минимум, десяток лет.

Развитие нефте- и газохимии в регионе ведет к развитию сопутствующих отраслей. Помимо планируемого строительства газохимического завода в Усть-Куте мы обеспечим заказами металлургический завод в Братске. Восстанавливаем строительную индустрию, дорожное строительство.

Любое экономически обоснованное инфраструктурное решение дает мультипликативный эффект. Создаются рабочие места в строительстве. Кроме того, тем, кто работает в этой отрасли и их семьям нужно где-то жить, лечиться, учиться. А это приводит к появлению школ, больниц, новых домов.

- Регион предоставляет льготы компаниям, работающим на его территории. Не идет ли это порой в ущерб бюджету?

- Согласно структуре наших соглашений с инвесторами, мы не даем просто так льготы. Они предоставляются на инвестиции до выведения проекта на проектную мощность. Но при этом объемы получаемых льгот напрямую зависят от объема вкладываемых инвестиций. Я в одном из предыдущих интервью говорил, что раньше на каждый рубль бюджета удавалось привлечь четыре рубля инвестиций, и это уже был повод для гордости. Сейчас размер льгот, предоставленных предприятиям нефтегазохимии (около 4 млрд рублей от региона), даже сложно сопоставить с объемами их инвестиций в инфраструктуру региона. Мультипликативный эффект сейчас гораздо выше – 1 к 200, наверное.

В соглашении, которое мы подписали в Санкт-Петербурге с главой "Роснефти" Игорем Сечиным, предусмотрено 270 млн рублей на социальные нужды (строительство стадиона, детского сада и т.д.) помимо налоговых платежей и инвестиционных вложений.

Общий объем социальной составляющей в наших соглашениях с компаниями в 2013 году составил 1,4 млрд рублей. Благодаря таким взаимодействиям с бизнесом появляются детские сады, школы, больницы и стадионы, а бюджет стабильно увеличивается.

Кстати, за счет вышеупомянутого соглашения с "Роснефтью" мы практически полностью переделываем ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", доводим ее до современного уровня.

- В регионе активно развивается газодобыча, что это дает Иркутской области?

- Подписание тридцатилетнего контракта на поставку газа в Китай является качественно новым этапом, своего рода трамплином развития экономики Иркутской области и всей восточной части страны.

Строительство магистральных трубопроводов создаст реальные возможности для развития масштабных газоперерабатывающих производств как на базе существующих крупных химических предприятий в Ангарске, Саянске, Усолье-Сибирское, так и за счет строительства новых мощностей.

Правительство региона уже в настоящее время оказывает активное содействие в расширении использования углеводородных запасов области, в том числе путем предоставления налоговых льгот.

Реализация газоперерабатывающего направления на юге Иркутской области может быть реальна и экономически эффективна только при одновременном строительстве транзитных газопроводов и крупных предприятий.

Имеющиеся уже сегодня инвестиционные проекты позволят развить высокотехнологичные производства, решить экологические проблемы и вопросы утилизации попутного нефтяного газа нефтяных месторождений региона

Реализация инвестиционных намерений позволит создать более 3,5 тыс. высококвалифицированных рабочих мест только в газовой отрасли региона, увеличить поступления в бюджеты всех уровней за период 2015 – 2033 гг. более чем на 200 млрд руб. Объем инвестиций превысит 500 млрд руб.

Создание предприятий газохимии будет способствовать организации сопутствующих производств. Оценочно каждое рабочее место в газовом направлении обеспечивает три - четыре рабочих места в смежных областях: сервисных организациях, строительстве, сфере обслуживания и прочих отраслях.

Вовлечение газовых запасов в промышленное производство позволит значительно ускорить процессы новой индустриализации на востоке страны, повысить благосостояние населения, сделать конкурентоспособными и экономически развитыми субъекты Восточной Сибири и Дальнего Востока.

- Не ударит ли реализация газовых проектов по рынку угля в регионе?

- Что касается угля, то мне часто задают этот вопрос... Мы были вынуждены тратить огромное количество средств на эксплуатацию старых котельных, доставку угля в Усть-Кут, а для кого-то это было "бизнесом". По моему мнению, приход газа позволяет оптимизировать затраты, перейти на новую культуру его использования. Я сам был председателем совета директоров ОАО "Востсибуголь" и знаю, что рынок угля даже более перспективный, чем рынок газа.

- Как обстоят дела с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом, а также с трудоустройством его сотрудников?

- Комбинат бы и без нас остановился. Он уже не имел право на существование, и нужно было просто принять волевое решение. Разумеется, его закрытие - дело не одного дня. Но что касается трудоустройства, у нас в Иркутской области, во многих отраслях эта проблема стояла куда острее, чем на комбинате. В том же Усолье, например, счет шел на тысячи человек.

В Байкальске тема закрытия комбината обсуждалась не один десяток лет. Спекуляции на теме трудоустройства позволяли из бюджетов всех уровней брать больше, чем сам комбинат производил. А он, в свою очередь, даже не мог подготовиться к зиме – лишь последнюю зиму Байкальск прошел без отключений горячей и холодной воды. До этого город регулярно испытывал проблемы с теплообеспечением.

Сейчас ведется подготовка к утилизации комбината. Наша задача – чтобы при большом объеме выделенных средств 6 млн тонн отходов его производства были действительно переработаны. Этот этап должен пройти всестороннюю экологическую экспертизу. Мы хотим провести утилизацию цивилизованно.

Что касается людей, то комбинат существовал в депрессивном состоянии не один десяток лет, поэтому средний возраст его сотрудников от 40-45 лет и выше. Надо понимать, что этих людей очень сложно переучить. Вместе с тем, у нас активно развивается строительная отрасль, и нам требуются строители. Мы также поддерживаем сельхозпроизводство. Но массово желающих заниматься фермерством пока не находится. Впрочем, мы планируем задействовать сотрудников комбината на утилизации продуктов его деятельности.

- Как дальше можно будет использовать территорию комбината?

- Мы получили от Минприроды разрешение на три вида деятельности – производство воды, производство фармпрепаратов из природного сырья и сельхозпроизводство. Поэтому будем стараться создавать рабочие места в этих сферах. Также новые рабочие места должны появиться благодаря развитию туристско-рекреационной зоны.

Вообще нам необходимо создавать цивилизованные рабочие места. На том же комбинате в угольной котельной работают 500 человек, лопатой грузят уголь – можно ухудшить условия, и там будут работать 600 человек. Но зачем? Не лучше ли обеспечить 100 человек достойной зарплатой и современными условиями труда, построив нормальную современную котельную? Ни о каком развитии туризма, привлечении новых кадров нельзя говорить при наличии такого варварского производства.

Если не будет цивилизованной инфраструктуры, не будет и туристической индустрии. Пока на Байкале не будет разрешено строить гостиницы с очистными сооружениями, нормальный бизнес будет проигрывать, грубо говоря, времянкам с выгребными ямами.

- Кстати, как в настоящее время продвигается проект создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа "Ворота Байкала"? Когда начнется строительство новых туристических объектов?

- На первом этапе реализация проекта была сопряжена с длительной процедурой согласования документов на федеральном уровне, в том числе оформление и инвентаризация земельных участков. Впрочем, даже иркутский аэропорт все эти годы передается в региональную собственность, при том, что мы сегодня готовы в него инвестировать. Примерно та же ситуация с туристско-рекреационной зоной. Средства на нее тоже уже есть, как федеральные, так и областные. Но реализация проекта сопряжена с длительной процедурой прохождения документов на федеральном уровне. Впрочем, мы не останавливаемся и проводим свою работу.

Напомню, что особая экономическая зона туристско-рекреационного типа охватывает территорию побережья озера Байкал и горнолыжного курорта "Гора Соболиная" в Слюдянском районе. Объем планируемых государственных инвестиций в этот проект составит 2,25 млрд рублей. Половину из них обеспечит федеральный бюджет, а половину - региональный. Госинвестиции будут направлены на подготовку проектной документации, а также на развитие инфраструктуры: увеличение мощностей коммунальных сетей, обеспечение энергомощностей для курорта, строительство причалов, набережных и т.д.

В настоящее время завершены проектно-изыскательские работы по строительству объектов инфраструктуры за счет средств регионального бюджета. В свою очередь проектная документация проходит государственную экспертизу. К строительству объектов инфраструктуры мы планируем приступить в IV квартале 2014 года.

- Какие компании уже участвуют в этом проекте?

- Пока на территории ОЭЗ работают два резидента: ООО "Илим Байкал" (с заявленным объемом инвестиций 450 млн рублей) и ООО "БГК "Гора Соболиная" (1,4 млрд рублей). Объем осуществленных резидентами инвестиций на 1 января 2014 года составил 128,4 млн рублей.

Мы проводим работу по привлечению потенциальных резидентов, и список резидентов особой экономической зоны вскоре должен пополниться. Так экспертный совет ОЭЗ уже одобрил бизнес-план ООО "Байкал-Аква" по строительству и эксплуатации туристско-рекреационного комплекса с объемом инвестиций 157 млн рублей. Общество готово приступить к реализации проекта после регистрации статуса резидента.

Кроме того, совместно с филиалом ОАО "Особые экономические зоны" в Иркутской области ведется работа по подготовке бизнес-планов десяти потенциальных резидентов. Эти бизнес-планы могут быть рассмотрены на ближайшем заседании наблюдательного совета ОЭЗ.

- Наряду с развитием туризма планируете ли вы развивать водный транспорт на Байкале? В частности, паром между Иркутской областью и Бурятией?

- Да, этот проект, как и дорога Иркутск-Листвянка, первые 18 км которой мы строим, напрямую связан с развитием туристической зоны. Паром будет ходить между островом Ольхон (Иркутская область) и селом Турка (Бурятия). Таким образом, мы еще поможем и своим соседям в развитии инфраструктуры.

На самом деле, паромное сообщение на Байкале уже существует, но мы планируем запустить более современный и вместительный паром. Предполагаю, что на его строительство у пароходства уйдет примерно два года. В свою очередь и мы, и соседи должны быть готовы к тому, чтобы такой паром принимать – модернизировать причальные сооружения. Но это не моя задача, а задача правительства РФ.

Дело в том, что областные и местные бюджеты не могут направлять средства на ремонт причальных сооружений, предназначенных для грузовых пассажирских перевозок, поскольку эти объекты являются федеральной собственностью.

Поэтому правительство Иркутской области намерено предложить передать имущество портов из федеральной в областную, либо муниципальную собственность.

- Насколько перспективно развитие водных перевозок на Байкале?

- Когда я начал работать в этой сфере, пассажиропоток измерялся 70 тыс. человек в год. После того, как мы стали связывать водные маршруты с гостиницами и самолетами, запустили рейс быстроходного корабля "Иркутск-Нижнеангарск" через весь Байкал, пассажиропоток за несколько лет вырос до 270 тыс. человек. Соответственно появилась прибыль, возникли новые рабочие места.

Развитие водных перевозок на Байкале непосредственно скажется на развитии туризма в регионе. По предварительным оценкам, сейчас количество туристов, приезжающих на Байкал, составляет 600 тыс. человек ежегодно и в среднем увеличивается каждый год на 20%.

Мы вносили инициативу о создании водного туристского кластера на Байкале в госпрограмму "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". Однако в утвержденном в апреле 2014 года тексте госпрограммы строительство этого кластера пока не запланировано.

- Хотелось бы коснуться вопроса строительства жилья в регионе. Насколько обоснованы планы по вводу в этом году планируемых 1 млн кв. метров, и как можно снизить среднюю стоимость квадратного метра жилья?

- Как вы знаете, президент страны поставил сложную задачу: в 2016 году в России должны построить 75 млн кв. метров жилья, что должно превысить рекордный показатель 1987 года (72,8 млн кв. метров). Для нашего региона установлена планка по вводу жилья в размере 4 млн кв. метров за 2014-2016 годы, в том числе в этом году – 1 млн кв. метров.

В прошлом году мы фактически приблизились к этой цифре - в области было введено 973,3 тыс. кв. метров нового жилья.

В свою очередь стоимость квадратного метра в новых квартирах в I квартале 2014 года составляла 39-51 тыс. руб. (в зависимости от места), на вторичном рынке - от 36 до 66 тыс. руб. (в зависимости от качества квартир).

На показатели по вводу жилья и стоимость квадратного метра влияет как отсутствие в областном центре свободных земельных участков под жилищное строительство с развитой инженерной инфраструктурой, так и отсутствие достаточных средств для развития этой инфраструктуры у муниципальных образований.

Также на эти показатели влияют небольшие объемы и низкая доля федеральных средств в Иркутской области в совместных программах по строительству социального и арендного жилья, а также программах по переселению граждан из аварийного жилья.

К тому же кредитные организации выдают кредиты застройщикам под высокие проценты.

Вместе с тем, начиная с этого года, на территории Иркутской области реализуется подпрограмма "Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области на 2014 – 2020 годы", в рамках которой муниципалитеты могут получить субсидии на развитие инфраструктуры, строительство дорог, поддержку малоэтажного строительства.

Субсидии из областного бюджета (суммарно 108 млн рублей) предоставляются по результатам отбора. При этом учитывается, отнесено ли жилье к эконом-классу, и каков объем возводимого жилья с привлечением господдержки. Мы предполагаем с помощью этих мер снизить стоимость одного квадратного метра жилья.