- Василий Алексеевич, как вы оцениваете уходящий 2012 год? Все ли задачи, поставленные в начале года, удалось выполнить?
- На 2012 год мы ставили достаточно серьезные, амбициозные задачи, и сегодня можно с уверенностью сказать, что с этими задачами мы справились: основные целевые показатели будут достигнуты. ВРП Новосибирской области в 2012 году возрос на 5%, его объем составит 625 млрд рублей против 560 в прошлом году. Объем привлеченных в экономику области инвестиций также увеличится - почти 168 млрд рублей. Неплохой темп роста показала промышленность - в целом на уровне 9%. Добыча полезных ископаемых выросла на 7%, объем производства в обрабатывающих отраслях - на 10%, увеличение производства тепла, электроэнергии и воды - на уровне 4,5%. Ввод жилья в области в 2012 году сохранится на уровне прошлого года - 1,5 млн кв. метров. Это самые большие показатели в Сибирском федеральном округе.
Из-за засухи серьезные потери понесли аграрии, но были вовремя приняты управленческие решения, пострадавшим хозяйствам оказана серьезная поддержка. Мы оперативно подготовили пакет документов и направили их в Минсельхоз России, поэтому хозяйства получили господдержку не только из регионального, но и из федерального бюджета.
Этот год был непростым, но мы правильно поставили напряженные цели и задачи. И сегодня понимание того, что мы с ними все-таки справились, вызывает удовлетворение.
- В чем Новосибирская область в уходящем году опередила своих соседей в Сибирском федеральном округе, а может быть, и России в целом?
- Новосибирская область признана международными экспертами лучшим регионом Российской Федерации по критерию конкурентоспособности. Это говорит о многом. В ряде рейтингов мы переместились с более низких позиций на более высокие. Так, еще в мае 2012 года рейтинговое агентство Fitch Rating повысило долгосрочные рейтинги Новосибирской области в иностранной и национальной валюте с уровня "BB" до "BB+", а также долгосрочный рейтинг по национальной шкале - с уровня "AA-(rus)" до "AA(rus)".
Инвестиционный климат в регионе оценивается и бизнес-сообществом, и экспертами как достаточно позитивный. Хорошую оценку регион получил по многим параметрам - доступность строительной инфраструктуры, взаимодействие с властью, безопасность ведения бизнеса. Мы все проекты рассматриваем на совете по инвестициям при губернаторе, по итогам определяем меры поддержки. Так, за 11 месяцев на реализацию мероприятий нашей целевой программы "Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012-2021 годы" из бюджета области направлено более 140 млн рублей для возмещения процентной ставки по банковским кредитам и лизинговым платежам. Объем предоставленных льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество составил почти 400 млн рублей. Государственную поддержку в 2012 году получают 17 инвестиционных проектов, реализуемых на территории области, в том числе такие крупные, как "Строительство фабрики по обогащению антрацита" (ЗАО "Сибирский антрацит"), "Развитие ОАО "Кудряшовское" (ОАО "Кудряшовское"), "Строительство завода по производству конструкций и изделий из ячеистого автоклавного газобетона" (ООО "Сибирский строитель"), "Создание инновационного медико-технологического центра в Новосибирской области" (ООО "ТехинКом") и другие.
В остальном некорректно сравнивать нас с соседями, говорить что лучше, что хуже.
- В последнее время в области уделяется большое внимание развитию социальной сферы. Что главное в реализации этого направления в следующем году?
- Мы вкладываем существенные средства в модернизацию существующих и создание новых объектов культуры, здравоохранения, образования. Доля расходов, ежегодно направляемых на функционирование и развитие социальной сферы, составляет 60% от общего объема расходов областного бюджета. В целом в следующем году на социальную сферу планируется направить более 70 млрд рублей. Речь идет об общем и профессиональном образовании, здравоохранении, культуре, спорте, труде и занятости, социальной защите населения.
Существенные изменения, влияющие на качество жизни, будут по многим направлениям, в том числе в здравоохранении. Почти 18 млрд рублей планируется направить на эту сферу в 2013 году. И я поставил задачу, чтобы эти финансовые вложения нашли прямое отражение в качестве оказания медицинской помощи населению.
По программе модернизации здравоохранения за 2011-2012 годы было многое сделано: отремонтированы 302 объекта, приобретено 5,5 тысяч единиц оборудования. Впервые за долгие годы произведена индексация стоимости медикаментов, расходных материалов. Произошло увеличение заработной платы медицинским работникам. В соответствии с Указом Президента России мы продолжим поэтапное увеличение оплаты труда в отрасли и в 2013 году.
В этом году началась, а в следующем будет завершена работа по переводу муниципальных медицинских учреждений на государственный уровень и одноканальное финансирование. Это позволит создать единые стандарты контроля качества медицинской помощи, оптимальные схемы маршрутизации пациентов. В результате все жители получат равные права и расширенные возможности на получение бесплатной качественной медицинской помощи вне зависимости от места жительства.
Реализация действующих региональных программ в сфере здравоохранения должна в 2013 году решить задачу предоставления качественной первичной медико-санитарной помощи, улучшить систему оказания скорой и неотложной помощи населению.
- Василий Алексеевич, а каким будет крупнейший инвестиционный проект, который планируется реализовать или хотя бы начать в наступающем году?
- Таких проектов несколько. В следующем году начнется строительство перинатального центра, работы на Восточном обходе. Надеюсь, что продолжим строить Дзержинскую линию метрополитена. Мы получили предложения от трех компаний - немецкой, московской и совместной российско-украинской. Предложения содержат, конечно, разные условия, мы выбираем наиболее выгодные для нас. Мы выдвигали значимое, с нашей точки зрения, условие - завершить строительство двух станций за три года. Если мы подписываем контракт в 2013 году, то в этом же, 2013 году они должны начать строительство и завершить в 2015 году.
Я веду переговоры, чтобы найти такую форму финансирования проекта, при которой строительство метро будут осуществлять органы власти. То есть мы хотим построить новые станции сегодня, а рассчитаться в определенном периоде, не очень при этом перегружая бюджет.
- На последней в этом году сессии Заксобрания региона был принят бюджет области на три года. Каковы основные направления и особенности главного распорядительного документа в следующем году? Какие принципиально новые расходы в нем предусмотрены?
- Бюджет региона по доходам впервые превысит 100 млрд рублей. Бюджет, при всех больших задачах повышения заработной платы работников бюджетной сферы, серьезные средства направляет на поддержку экономики, реализацию серьезных инвестиционных и инфраструктурных проектов.
Планируем, что в 2014 году Новосибирская область полностью станет бездотационным регионом. Это в некотором роде развяжет нам руки и даст больше возможностей, поскольку, пока регион дотационный, действует ряд бюджетных ограничений, которые мешают принимать некоторые решения по инвестиционному развитию.
Министерством финансов региона сформирована политика заимствований на следующий год. Мы прорабатываем несколько вариантов с инвестиционными фондами, банковскими группами и оцениваем ситуацию. Выгоднее, конечно, привлечение долгосрочных и максимально дешевых ресурсов. Скорее всего, придется рассчитывать на облигационные займы на свободном рынке. Я хочу, чтобы облигационные займы брались только под конкретные задачи, а не под текущие нужды - может быть, под строительство метро, развитие дорожной сети, строительство лечебных учреждений, театра, спортивного дворца. Объем средств будет зависеть от конкретной цели и от ситуации на рынке. Дефицит бюджета-2013 заложен в размере 10,6 млрд рублей. Думаю, что половина дефицита, может даже больше, это будет облигационный заем.
- Также на сессии депутаты после довольно бурного обсуждения приняли закон о порядке подачи уведомления проведения публичного мероприятия в Новосибирской области. Фактически этот закон запрещает митинговать вблизи общественных учреждений. Какие, на ваш взгляд, места в Новосибирске теперь могут быть отведены под публичные мероприятия?
- Это должны быть такие места, чтобы появление большого количества людей не мешало жизни города, не приносило неудобства гражданам - не участникам этих публичных мероприятий. Хотелось бы, чтобы организаторы таких мероприятий думали не только о себе, но и о других.
- Давайте поговорим теперь на другую тему. Скажите, как планируется решать проблему с передачей ведомственного жилого фонда, котельных и другой инфраструктуры, принадлежащей министерству обороны РФ?
- Мы подписали с Минобороны РФ график передачи имущества с обязательным проведением определенных мероприятий министерством. К сожалению, этот жилой фонд не имеет технических паспортов, не оформлены права на земельные участки. А без документов мы не можем это принять.
Мы предложили два варианта: или министерство делает документы на фонд и передает так, как положено, или мы готовим документы сами, приводим все в порядок, но министерство компенсирует нам эти затраты. Мы сделали расчет: если все объекты по 22 городкам, расположенным на территории Новосибирской области, передать и все принять, то необходимо 1,5 млрд рублей на приведение их в соответствие с сегодняшними требованиями.
Что касается котельных. Сложилась очень тяжелая ситуация в поселке Гвардейский в Новосибирске. В этот отопительный сезон мы будем делать все, чтобы действующая котельная функционировала и обеспечивала теплоснабжение микрорайона. Но до конца года примем решение о том, как будет осуществляться теплоснабжение этой части Пашино в отопительный сезон 2013-2014 года.
Также решено, что мы обязательно построим газовую котельную и переведем на нее отопление жилого фонда и других объектов в р.п.Коченево. Пусть котельная Минобороны отапливает только объекты Минобороны.
Недавно вступил в должность новый министр обороны РФ. Он сейчас детально разбирается с ситуацией, надеемся, примет необходимые решения.
- В правительстве Новосибирской области также произошли некоторые кадровые изменения. На должность заместителя губернатора назначен первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов. Какая сфера за ним закреплена?
- За Андреем Евгеньевичем Ксензовым закреплены полномочия по решению вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, причем - на разных уровнях власти. Я считаю, что Андрей Евгеньевич с его опытом и знаниями справится с этими полномочиями очень хорошо.
Считаю, неэффективно, если человек работает долго на одном месте. Нужно, чтобы зона ответственности расширялась, это поднимает и мотивацию, и интерес. Тем более Андрей Евгеньевич знает муниципальную службу, знает инфраструктурные объекты, понимает, как решать проблемы.
- Каких результатов вы ждете от реализации программы по развитию Новосибирского научного центра? Целесообразно ли придание Академгородку статуса, например, наукограда?
- Вообще, программа по поддержке наукоградов практически свернута, вот уже на протяжении нескольких лет никаких преимуществ даже действующим наукоградам она не дает. Что касается развития Академгородка, мы приняли долгосрочную целевую программу, обеспеченную конкретными источниками финансирования. Самое главное - все, кто в этой программе задействован - СО РАМН, СО РАН, мэрия Новосибирска, областное правительство, будут действовать синхронно, что позволит получить эффект в самые краткие сроки.
Программой предусматривается, что в ближайшие 5 лет только из регионального бюджета на развитие Советского района будет направлено порядка 10 млрд рублей. Намечается также привлечение средств из внебюджетных источников. В результате реализации программы к 2017 году должно произойти увеличение совокупного показателя деятельности экономических субъектов, действующих на территории Советского района, в два раза - до 58,7 млрд рублей. Более чем в полтора раза ожидается увеличение объемов научно-исследовательской деятельности академических институтов - до 30 млрд рублей. Наша задача - вдохнуть новую жизнь в Академгородок и вывести его на уровень XXI века.
- Какие задачи Вы поставили перед правительством Новосибирской области на 2013 год? Какие, по Вашему мнению, проблемные точки в развитии области должны быть закрыты в следующем году?
- В следующем году мы должны решить вопрос медицинского обслуживания в Советском районе Новосибирска. Это очень тяжелая тема. Я поручил министерству здравоохранения внести конкретные предложения в срок до 1 февраля 2013 года.
Считаю, что одна из очень важных задач - серьезное улучшение ситуации в системе общего образования. Пока результаты ЕГЭ наших выпускников довольно низкие, ниже среднероссийского уровня. Мы провели ряд совещаний с экспертами, педагогами, директорами школ, в начале следующего года будет сформирован план мероприятий по улучшению качества образования. Его реализация предусматривает повышение мотивации педагогов, в том числе через рост их зарплаты, улучшение материально-технической базы.
На протяжении еще многих лет одной из главных задач области будет оставаться задача увеличения масштаба экономики и привлечения инвестиций. На 2013 год я поставил задачу привлечь 200 млрд рублей инвестиций.
В этом году впервые с 1991 года в нашем регионе зафиксирован естественный прирост населения. Это очень значимый показатель, и нам очень важно сохранить эту тенденцию. Кроме того, надо в кратчайшие сроки достигнуть среднероссийского уровня заработной платы.