- Василий Алексеевич, недавно произошли кадровые изменения в областном правительстве. Расскажите, с чем они связаны и какую функцию призваны выполнить?
- Действительно, в мае я внес изменения в структуру областного правительства. Назначены новые заместители губернатора, в структуре появилось министерство юстиции и контрольное управление, которому переданы функции осуществления государственного финансового контроля за исполнением областного бюджета, бюджета территориального ФОМС, контроля за размещением заказов на поставки товаров. Новое правительство структурировано по блокам: социальный, общественно-политический, реальный сектор экономики, государственно-правовой, планово-экономический. Это сделано для того, чтобы исключить двойное подчинение в структуре органов власти, ускорить документооборот и оперативность работы всей системы.
Еще предстоит много работы – до 1 июля должен быть прописан функционал каждого подразделения. Если говорить о кадровых изменениях, то например, заместителем председателя правительства – министром юстиции назначена Наталья Омелехина, которая ранее возглавляла государственно-правовой департамент. Заместителем председателя правительства – заместителем губернатора Новосибирской области назначен Виктор Козодой, депутат Законодательного собрания региона. Не исключаю также, что в будущем еще могут быть изменения в правительстве.
- Означает ли появление в правительстве политтехнолога Виктора Козодоя активизацию работы исполнительной власти с политическими партиями?
- Я знаю Виктора Ивановича как президента Сибирской академии управления и массовых коммуникаций и хорошего специалиста по работе с гражданским обществом.
Активизация работы с политическими партиями началась не сегодня, а еще в прошлом году. Эксперты и политики это наверняка заметили. Работа с гражданским обществом в целом серьезно изменилась, главная цель – она должна быть более эффективной. Конечно, результата сразу, в один момент, добиться сложно. Сейчас мы подошли к тому, что возникла потребность в специалисте, который бы регулярно работал в этом направлении. В этом взаимодействии главное, чего хочется достичь, это понимания. Жители области должны знать и понимать, что делает власть, правительство, губернатор, и для чего это делается. И, соответственно, власть тоже должна знать, понимать, видеть ожидания и требования общества. Обе стороны должны друг друга слышать и совместно вырабатывать оптимальные решения по тому или иному вопросу.
- Василий Алексеевич, как отразится на взаимоотношениях Новосибирской области и федерального центра произошедшая рокировка в высших органах государственной власти?
- Считаю, что нам удалось выстроить достаточно хорошие взаимоотношения между федеральным центром и регионом. Они сказались на многих проектах, которые, наконец, были начаты или завершены ускоренными темпами. К примеру, мы на два года раньше срока завершили строительство Северного обхода города Новосибирска.
Надеюсь, что в худшую сторону изменений не будет, а будет только в позитивную сторону, с пользой для области и жителей. Из последних результатов: Новосибирской области выделили из федерального бюджета 2,3 млрд рублей на строительство главного транспортного объекта на сегодняшний день – третьего моста. Теперь мы ждем, когда утвердят поправки в федеральный бюджет и будет открыто финансирование… Мы уверены, что мост в 2014 году будет введен, и этот объект будет служить потребностям не только города, но и других регионов, поскольку позволит значительно облегчить выход на Чуйский тракт, на Барнаул, на Горно-Алтайск.
- Как вы оцениваете реализацию планов и задач, поставленных на 2012 год. Все ли удается выполнить?
- Сегодня ни один руководитель не может быть удовлетворен в полном объеме результатами своей работы. Я всегда ставлю амбициозные задачи и повышаю плановые показатели по инвестициям, ВРП, благосостоянию населения. Важнейшая задача - увеличение масштабов экономики региона, а это невозможно без инвестиций большего объема. Что касается выполнения планов этого года, у меня не вызывает никаких сомнений, что объем инвестиций в размере 162 млрд рублей мы должны в этом году перешагнуть.
За 4 месяца пока все идет по плану. Получили существенный прирост по собственным доходам бюджета, индекс промышленного производства - 106,1%, ввод в действие жилых домов - 111,3%. Неплохая динамика в сельском хозяйстве, транспортно-логистическом комплексе.
- Задача увеличить собственный бюджет Новосибирской области до 100 млрд рублей стояла к 2015 году. Однако уже последние поправки увеличили доходную часть бюджета 2012 года до 97 млрд рублей. Какой новый ориентир регион ставит в этом показателе?
- По расходам бюджета 100 млрд мы превысили уже в этом году, по доходам чуть-чуть еще не дошли. Теперь 100 млрд рублей - ориентир по собственным доходам регионального бюджета. По результатам 2011 года их объем составлял порядка 65 млрд рублей, в этом году план - не менее 76 млрд.
Жители области должны видеть реальные изменения в качестве жизни, а для этого нам нужен совершенно другой масштаб экономики. Мы начали серьезную работу - к 2016-2017 году хотелось бы выйти на объемы ВРП 1 трлн рублей. Сегодня ВРП Новосибирской области составляет 580 млрд рублей, это рост почти вдвое. Продолжаем работу с крупными компаниями, чтобы на территории нашей области они размещали свои производства, строили заводы, вкладывали средства.
Один из примеров удачного взаимодействия - это регистрация в Новосибирской области оптовой нефтетрейдинговой компании "Газпромнефть-Терминал", которая осуществляет поставки "Газпромнефти" по всей России.
Сейчас ведем переговоры с компанией PepsiCo. Не могу пока рассказать подробностей, скажу лишь, что это вообще другой масштаб компании для региона. Думаю, мы встретимся с вице-президентом PepsiCo по Восточной Европе и СНГ на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне, это станет еще одним этапом переговоров, которые начались год назад.
- Правительство области работает над созданием положительного имиджа региона. Как вы считаете, ряд событий, произошедших в сфере культуры, может негативно отразиться на репутации Новосибирска как культурного центра Сибири? Есть ощущение, что власть учитывает мнения лишь одной части общества.
- Нам предстоит еще серьезно поработать над формированием положительного имиджа Новосибирской области. В ближайшее время будет разработан план по повышению узнаваемости региона в России и мире, повышению имиджа. Для достижения этой цели будут предприняты определенные действия.
Что касается именно культуры, то уж точно имидж Новосибирска как высококультурного города не изменится. Я считаю, что выставки, такие как "Родина" Гельмана, имеют право на существование, но не должны проходить на территории государственных площадок. В остальном, это все дело людей, которые захотели ее организовать.
Новосибирск по праву считается крупнейшим культурным центром России. У нас работают известные не только в нашей стране, но и в мире симфонический оркестр, академический театр оперы и балета. В городе есть прекрасные музеи и картинные галереи. У нас большое количество драматических театров и других творческих коллективов.
В этом году мы завершим строительство концертного зала филармонии. Это будет замечательный, современный объект. Концертный зал строится в соответствии с повышенными нормами, предъявляемыми к современным зданиям подобного рода.
- Как раз сегодня я рассматривал проект компании "Сибакадемстрой" по строительству 300 тыс. кв. метров жилья в р.п. Краснообск. На данном этапе компания предусмотрела помимо строительства жилых домов создание необходимой инфраструктуры - спортивных объектов, детских площадок, автопарковок, плюс обязательно будут сделаны велосипедные дорожки. Это концепция комфортного жилья, там не будет больших 20-30-этажек, высота здания будет соизмеряться с окружающим ландшафтом - на уровне 7 этажей. Также проектом предусмотрено строительство небольших индивидуальных домов площадью 150-200 кв. метров и таун-хаусов. Думаю, что максимум в течение трех месяцев будет утверждена окончательная концепция, и начнется рабочее проектирование.
Также в мае подписано соглашение с казанским ЗАО "Техстрой" на строительство большого завода по производству пластмассовых полос, труб и профилей. Стоимость завода оценивается в 400-500 млн рублей, его строительство начнется уже в этом году, ввод в работу - в 2013 году.
В этом же месяце я согласовал концепцию создания в регионе экологического кластера - комплекса по сбору и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Ядром экологического кластера будут два завода по глубокой переработке отходов, каждый мощностью переработки 300 тыс. тонн ТБО в год. Объем инвестиций в создание комплекса заводов оценивается инвесторами в 15 млрд рублей.
Об остальном, к сожалению, пока не могу рассказать. Но, поверьте, работа по привлечению инвесторов идет в ежедневном режиме, скоро вы узнаете о новых проектах, которые будут реализованы в нашей области.
- Правительство области взяло курс на формирование нескольких кластеров для развития экономики. Какой эффект дает такой подход?
- Мы разработали и утвердили концепцию кластерной политики Новосибирской области, в соответствии с которой уже сформированы программы развития пяти инновационных территориальных кластеров. Заявка на софинансирование уже представлена в Минэкономразвития России.
Биофармацевтический кластер, создаваемый на базе биотехнопарка Кольцово, объединит частные исследовательские организации, малые и средние инновационные предприятия, а также существующие производственные предприятия в сфере биофармацевтики. В кластер информационных и телекоммуникационных технологий войдут предприятия, занимающиеся разработкой программного обеспечения, автоматизацией производственных и бизнес-процессов, предоставлением телекоммуникационных услуг. Кластер автономных источников питания позволит скоординировать усилия по разработке и продвижению новых инновационных продуктов в сфере накопителей энергии. Новосибирское предприятие "НЭВЗ-Союз", которое уже несколько лет занимается био- и бронекерамикой, стало ключевым предприятием для формирования кластера современных керамических материалов с применением нанотехнологий. Пятый проект - кластер силовой электроники и электротехники, направление, которое развивается на базе ведущих промышленных предприятий и уже не первый год.
Формирование кластера позволяет консолидировать усилия научного, образовательного и производственного комплексов одной отрасли для достижения максимально эффективного результата. Мы считаем, что это перспективное и правильное направление.
- Рейтинговое агентство Fitch вновь повысило рейтинг Новосибирской области до "BB+", прогноз - "стабильный". Что нам помогло достичь такого результата? На что еще будет обращено внимание в развитии региона в ближайшей перспективе?
- Таким рейтингом обладают лишь несколько регионов России, и всего три региона имеют рейтинг выше этого.
Как бы это банально ни звучало, но работа, работа и еще раз работа помогла нам достигнуть таких результатов. Помогла четкая и понятная позиция правительства по работе с инвесторами, бизнес-сообществом, по текущему социально-экономическому развитию региона. Эксперты Fitch приезжают в Новосибирскую область уже несколько лет подряд. Кстати, при первых контактах 5 лет назад, когда я говорил им, что и как у нас скоро будет, аналитики относились к нашим планам скептически. Сейчас они приехали и увидели, что эти планы воплощены в конкретные проекты, уже есть результат.
Этот рейтинг - независимая и очень важная оценка со стороны экспертов мирового уровня. Укрепление наших позиций благотворно скажется на имидже региона в глазах инвесторов, в том числе и внешних, которые еще не знают особенностей инвестиционного климата в регионе.