Сибирь / Эксклюзив 30 декабря 2011 г. 16:42

Губернатор Новосибирской области В.Юрченко: "У Новосибирской области есть "подушка безопасности" на случай кризиса"

Губернатор Новосибирской области В.Юрченко: "У Новосибирской области есть "подушка безопасности" на случай кризиса"

- Василий Алексеевич, как Вы оцениваете предложения президента России Дмитрия Медведева, касающиеся изменения политической системы, а также передачи регионам части федеральных полномочий, расширения прав субъектов, расширения их финансирования?

- С тех пор, как вступил в силу ФЗ-131 "Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и были отменены прямые выборы губернаторов, за 7-8 лет значительно изменилась экономическая и политическая ситуация в стране. Сформировалась совершенно другая среда, которая теперь требует изменений в распределении государственных полномочий. Не секрет, что сегодня есть избыточные функции некоторых федеральных структур, которые мешают развитию экономики, когда решения принимаются без учета специфики региона, нет конкретного человека, который следит за эффективностью исполнения этих решений.

На мой взгляд, появилась потребность по-другому подходить к контрольно-надзорным органам, усовершенствования также должны коснуться исполнения лесного кодекса, управления федеральным имуществом. Сегодня колоссальное количество федерального имущества используется неэффективно – оно или не занято, или арендовано по нерыночным ставкам или условиям. Зачем это излишнее имущество? Передайте его и спросите за него на местах - это будет правильно.

При этом считаю, что изменения ни в коей мере не должны коснуться, например, таких структур как Противопожарная служба, МЧС, Роспотребнадзор. Это целостные, хорошо выстроенные структуры. Изменение в управлении МЧС может разрушить единую систему по предотвращению и ликвидации ЧС. Также и с Роспотребнадзором: здесь все должно быть по единым правилам, а не по индивидуальным в каждом субъекте.

Некоторые губернаторы недовольны, что назначение руководителей силовых структур происходит без участия властей региона. С них спрашивают, а повлиять на силовиков они не могут… Взаимодействие в Новосибирской области в этом вопросе выстроено нормально. Проводим координационные совещания по обеспечению правопорядка с участием прокурора области, начальника УФСБ, главы ГУВД, следственного управления и других ведомств. Эта работа позволила выстроить систему эффективного межведомственного взаимодействия. Но я уверен, что есть составляющая, в которую не должен вмешиваться даже глава региона – в разработку, расследование дел, предоставление оперативной информации.

- Василий Алексеевич, как Вы оцениваете 2011 год? Все ли задачи, поставленные в начале года, удалось выполнить?

- Основные показатели социально-экономического развития в Новосибирской области выполнены. Решена одна из главных задач – объем инвестиций в капитал области вырос более чем на 20% по сравнению с 2010 годом – до 125 млрд рублей. В этом году началась реализация новой инвестиционной политики, которая уже дает результат – создаются новые рабочие места, появляются новые и модернизируются действующие производства. Сегодня у нас одна из лучших в России ситуация на рынке труда. Важным конкурентным преимуществом области в привлечении инвесторов стало развитие индустриальных и технологических парков. Технопарк в Академгородке и Промышленно-логический парк (ПЛП) "Толмачево" уже активно работают. На очереди - биотехнопарк в наукограде Кольцово, первые производства здесь будут запущены в первом полугодии 2012 года.

В 2011 году превышен докризисный уровень по целому ряду показателей, в том числе и таким важным как объем промышленного производства, объем производства сельскохозяйственной продукции, оборот розничной торговли. По основным экономическим показателям мы вышли на темпы роста, превышающие среднероссийские.

2011 год стал знаковым для дорожно-транспортного комплекса региона. Мы решили принципиальные вопросы, касающиеся перспектив развития отрасли: на два года раньше срока ввели Северный обход Новосибирска. С точным соблюдением графика ведем строительство третьего моста через Обь.

Чтобы более оперативно реагировать на возникающие проблемы, принимать более эффективные решения, мы постарались качественно изменить систему взаимодействия власти и общества, мы стали более открытыми. Появился единый информационный день правительства области: в один из дней каждого месяца все министры выезжают в разные районы и города области, участвуют во встречах с населением, проводят личные приемы граждан. В этой работе активно используем современные средства связи - обратиться и получить ответ можно через Интернет, появилась практика видеоприемов населения.

В моем личном графике много встреч с представителями трудовых коллективов, общественных организаций, я часто бываю на самых разных объектах экономики и социальной сферы. Именно работа на территориях подсказала ряд важнейших решений. Например, в такой серьезной сфере, как межбюджетные отношения: в 2012 году органам местного самоуправления будут переданы дополнительно 3,5 млрд рублей. В совокупности с дотацией на сбалансированность это позволит более чем в два раза увеличить долю прочих расходов в структуре местных бюджетов и довести ее до 30%.

Уже в этом году за счет увеличения доходов бюджета, поддержки из федерального центра мы смогли продвинуться в решении острых социальных проблем: началась реализация программы модернизации здравоохранения, активно строятся спортивные объекты, принята и реализуется долгосрочная целевая программа по развитию сети дошкольных образовательных учреждений.

- Какие, по вашему мнению, проблемные точки в развитии области должны быть закрыты в 2012 году? Что требует серьезных финансовых вложений и управленческих решений?

- Есть несколько вопросов, которые в 2012 году будут приоритетными. Прежде всего, это снятие проблемы по детским садам. Мы увеличим финансирование долгосрочной целевой программы по вводу мест в дошкольных учреждениях: изначально на 2012 год в плане стоит ввод 5,7 тыс. мест, но мы будем выходить на ввод 8-9 тыс. мест. Это потребует серьезных дополнительных вложений, но и проблема очень серьезная. Отмечу, что в этом году введено почти 7 тыс. новых мест.

Во-вторых, в следующем году планируем сдать в эксплуатацию "недострои". В частности, концертный зал Новосибирской филармонии. Старое здание разрушили еще в 2009 году, а городу очень нужен такой объект. Необходимо ставить на реконструкцию театры Музыкальной комедии и "Старый дом", а, может быть, даже строить им новые помещения. Также уделим внимание строительству спортивных сооружений – их катастрофически не хватает как в областном центре, так и в сельских территориях.

Еще одно очень важное направление – это развитие дорожной инфраструктуры. С возросшим потоком автомобилей опорная сеть в регионе не справляется. Нужно строить развязки, расширять улицы, вводить хордовые улицы, чтобы решить проблему пробок, иначе город просто задохнется. Приступим к строительству Восточного обхода Новосибирска, общая протяженность которого составит 101 км, трасса будет начинаться в районе села Евсино на федеральной трассе М-52 "Чуйский тракт", в перспективе Восточный обход соединит трассы М-52 и М-53 "Байкал".

Дорожный фонд Новосибирской области на 2012 год составит около 14 млрд рублей, но области для решения проблем с дорожной инфраструктурой требуется порядка 25-27 млрд рублей в год. Для этого надо увеличивать масштаб экономики, налоговую базу, увеличивать собственные доходы.

- Такие задачи невозможны без вливания инвестиций. Каков план по привлечению капитала?

- На следующий год стоит задача по объему капвложений не ниже 155 млрд рублей. Основной инструмент – индивидуальная работа с инвесторами, повышение привлекательности территории.

До конца декабря будет подписан акт о сдаче в эксплуатацию одной из лучших в стране выставочных площадок – Сибэкспоцентра. Объект готов. Уже в начале года там состоится первая выставка – "СтройСиб-2012". Также есть договоренность с министром транспорта РФ Игорем Левитиным, что в Новосибирске в следующем году проведем крупную межрегиональную выставку, пока она носит рабочее название "Транспортная выставка Сибири и Дальнего Востока".

Что касается крупных инвестпроектов, то в следующем году на территории ПЛП "Толмачево" начнется строительство межрегионального сортировочного центра ФГУП "Почта России". Стоимость проекта – свыше 45 млн евро. Это будет крупнейший за Уралом распределительный автоматизированный комплекс по корреспонденции. Его мощность составит 1,3 млн писем и посылок в сутки. Центр будет работать не только на Новосибирскую область, но и на Омскую, Томскую, Кемеровскую области, на Красноярский край.

Компания PepsiCo вернется к строительству завода по производству соков и безалкогольных напитков "Лебедянский" мощностью 400 млн литров в год. Инвестиции составят около 3 млрд рублей.

Идут переговоры еще по нескольким интересным проектам, но я придерживаюсь правила не сообщать о них до подписания документов.

- Ощущает ли бизнес Новосибирской области вторую волну экономического кризиса, которую предрекают эксперты?

- Ведение бизнеса в рыночной экономике – это деятельность, всегда имеющая определенный уровень риска. Даже в кризисных 2008-2009 годах были отрасли и компании, которые имели положительное развитие. В то же время в благополучный период времени – с 2000 года, когда о кризисе никто даже не говорил, была масса убыточных предприятий. Это говорит о том, что многое зависит от менеджмента и политики управления. В целом большого риска для экономики Новосибирской области я сейчас не ощущаю. Но и не исключаю, что будут компании, которые из-за плохого управления разорятся. Говорить, что это риск макроэкономики, по-моему, пока рано.

В любом случае, к сокращению экономики должна всегда быть готова власть: должна быть "подушка безопасности", резервы, чтобы гарантированно выполнить свои обязательства. Такой запас в нашем регионе сформирован.

- Как отразится на экономике региона вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО)?

- Однозначно, население Новосибирской области выиграет от этого: повысится конкуренция, снизятся цены, будут упрощены экономические взаимодействия между странами и хозяйствующими субъектами на глобальном рынке. Я думаю, что и экономика выиграет, потому что возросшая конкуренция уберет неэффективные компании, выживут лучшие, у кого есть больший потенциал, которые способны правильно позиционировать себя на рынке – региональном или мировом. Задача правительства – обеспечить рост экономики, занятость населения. Если в регионе будет сильная экономика, сильные предприятия, то мы сможем развивать их, создавать новые направления, расширять производства, вводить новые мощности.