Сибирь / Эксклюзив 5 сентября 2019 г. 13:23

Губернатор Омской области Александр Бурков: "Необходимо развивать водные транспортные пути для увеличения объемов экспорта сибирского зерна в страны Юго-Восточной Азии"

Губернатор Омской области Александр Бурков: "Необходимо развивать водные транспортные пути для увеличения объемов экспорта сибирского зерна в страны Юго-Восточной Азии"

Глава региона, который является одним из лидеров в России по производству высококачественного зерна, рассказал в кулуарах Восточного экономического форума (ВЭФ-2019) о перспективах выхода на азиатский рынок, освоении речного пути и развитии трейдерства в среде самих сельхозтоваропроизводителей.

                 - Александр Леонидович, вы считаете необходимым объединить сибирских аграриев в борьбе за высокие цены на экспортируемое зерно. Создан Сибирский зерновой консорциум, учреждено АО "Зерно Сибири", работающее непосредственно в регионе. Как скоро вы ожидаете результатов от действия этих организаций, и не получится ли так, что в Сибири появится монополист, условия работы с которым также будут не слишком выгодны сельхозтоваропроизводителям? Чем, кроме организации экспортных поставок, будет заниматься АО "Зерно Сибири"?

                 - Если мы говорим о Сибирском зерновом консорциуме, он в большей степени берет на себя функции трейдера, посредника по продаже зерновых и масличных культур. Если говорить об АО "Зерно Сибири", контрольный пакет находится у Омской области, а 49% акций принадлежат сельхозпроизводителям, то есть это логистическая экспортная компания, где сами аграрии являются собственниками. Здесь заключен принципиальный момент: нет посредничества, и монополии не будет. Крупных производителей, которые занимаются растениеводством, у нас больше двухсот, и они сами должны стать трейдерами своего продукта. Кроме того, что "Зерно Сибири" будет производителем и экспортером, его вторая функция - консолидировать закупку удобрений, средств защиты растений, топлива, техники для омских сельхозпроизводителей. Когда закупаешь оптом, цены ниже. Все это направлено на поддержку наших аграриев. С одной стороны, при оптовых закупках мы снижаем цену, с другой стороны, при экспорте повышаем маржинальность продукта, поскольку экспортная цена выше, чем на внутреннем рынке.

                 - Правительство Омской области заявило о планах развивать альтернативные железнодорожным пути выхода к морю для доставки зерна в страны Азии. Какие основные сложности в реализации этой задачи существуют на данный момент?

                 - Что касается выхода к морю через дальневосточный порт, то здесь, к сожалению, низкий объем мощностей для перевалки зерна, они вывозят в год всего около 140 тысяч тонн зерна. Порт изначально не был предназначен под зерновые, и необходимо сегодня ставить вопрос перед правительством, чтобы он развивался и увеличивал объемы отгрузки, чтобы шло строительство элеваторов. Для нас это ворота в азиатские регионы, где потребление зерна достигает 70 млн тонн. А мы в Сибири производим 20 млн тонн зерна и практически половину можем экспортировать. Омская область прорабатывает второй выход на потребителя в Юго-Восточной Азии - по Обь-Иртышскому бассейну речным транспортом до порта Сабетта и дальше северным морским путем в Японию, Южную Корею, Китай. Экономика показывает, что с учетом дороговизны железнодорожной перевозки до Владивостока северный путь будет более дешевым и выгодным для нас. Мы хотим уже осенний урожай экспортировать через порт либо во Владивостоке, либо через порт Сабетта. Северный путь, вероятнее всего, мы будем обкатывать в следующем году, поскольку столкнулись с дефицитом речного подвижного состава. Если нет проблем с привлечением морских судов, даже ледокольного класса, чтобы идти в осенний период, то есть проблемы с парком барж, кораблей на водах Обь-Иртышского бассейна.

                 - Каково состояние "водной" инфраструктуры в регионе на данный момент?

                 - Очень сложное, и не только у нас. То, что было создано в советские годы, к сожалению, сегодня находится в упадке. Прорабатываем этот вопрос с коллегами из других регионов на уровне федеральных министров. Также будем встречаться с заместителем председателя правительства Максимом Акимовым и обсуждать транспортную инфраструктуру на реках. В советские годы постоянно использовали внутренние водные пути и на Иртыше, и на Оби, там всегда были элеваторы, причальные стенки. Теперь во все это нужно вкладывать средства, и работать придется, наверное, в рамках федеральной адресной программы.

                 - Какой объем зерна регион готов поставлять на экспорт?

                 - Омская область в год производит 3,2-3,5 млн тонн зерна. За пределы региона вывозится 1 млн 900 тысяч тонн. То есть мы можем экспортировать до 2 млн тонн зерна, плюс у нас есть запас по площадям, которые мы готовы вводить под пашни. Сегодня в области засевается 4 млн гектаров, есть резерв еще на 1 млн гектаров.

                 - Каковы прогнозы по урожаю этого года?

                 - Мы рассчитываем выйти на 3 млн 300 тонн зерна. Нас беспокоят дожди, которые могут снизить содержание клейковины и вместе с этим - объемы собранного зерна третьего класса. Тем не менее, с четвертым и пятым классом у нас не будет проблем, а это тоже экспортное зерно.

                 - Есть ли у Омской области перспективы получить льготные тарифы на экспорт зерна по железной дороге в 2019 году?

                 - Минсельхоз РФ дал льготную ставку на транспортировку зерна по железной дороге, но срок ее действия был с 1 апреля по 1 августа. А мы только в августе начали уборочную. Для сибирских регионов срок нужно продлять. Но, насколько я знаю, решение о продлении срока действия уже принято.