Эксклюзив 10 августа 2010 г. 18:27

Мэр Новосибирска В.Городецкий: "Для выхода на докризисный уровень Новосибирску потребуется около трех лет"

Мэр Новосибирска В.Городецкий: "Для выхода на докризисный уровень Новосибирску потребуется около трех лет"

- Владимир Филиппович, сумел ли город пережить экономический кризис или до сих пор ощущает на себе его влияние? Можете ли вы сказать, что наблюдается рост в экономике города?

- После кризисных 2009 года и конца 2008 года текущий год является своего рода индикатором того, что будет происходить, какие тенденции будут развиваться в экономике нашего города.

Если судить по сегодняшней ситуации, по итогам полугодия, то налицо ощущение роста, оживления экономики. Об этом говорят такие показатели, как, например, валовой продукт, отгруженный на территории города - он вырос на 9,3%. Это больше, чем в среднем по России, немного выше, чем в целом по области - 7,8%.

Не во всех отраслях одинаково, но принципиально, что это оживление мы ощущаем в металлообрабатывающей промышленности - это наша важная составляющая в экономике, в машиностроении, в перерабатывающей промышленности, прирастают объемы производства тепла и электроэнергии.

С другой стороны, сложной остается ситуация в строительной отрасли, которой сложнее выйти из кризисной ситуации. Не могу сказать, что в строительстве пройдено "дно" кризиса, потому что строителям по-прежнему не хватает оборотных средств. Город и область принимают необходимые меры в рамках своих полномочий - мы осуществляем частичное рефинансирование ставок по кредитам, действует программа госгарантий областного правительства, но банки, тем не менее, сдержанно идут на кредитование строительной отрасли.

Но, тем не менее, наблюдается оживление в производстве строительных конструкций, стройматериалов и т.д.

В прошлом году Новосибирск наряду с Екатеринбургом и Ростовом-на-Дону вошел в тройку городов, сдавших более 800 тыс. кв. м жилья. Если говорить о планах на этот год, то мы рассчитываем на общий объем чуть более 700 тыс. И основания для этого есть: по состоянию на данный момент в городе на стадии строительства находятся более 300 объектов общей площадью более 3 млн кв.м.

Что касается возведения промышленных зданий, скажу, что у нас на сегодняшний день в стадии строительства находится порядка 250 таких объектов. На сегодняшний день введено в эксплуатацию 192 объекта площадью почти 300 тыс. кв. м., что позволило создать более 4 тыс. новых рабочих мест.

Однако интегральным показателем, по которому можно судить о том, что происходит в экономике города, является все-таки бюджет. Так вот, в I полугодии бюджет мы исполнили в соответствии с плановыми показателями.

Конечно, экономическое оживление лучше чувствуется в бюджете области, которая получает налог на прибыль, а это главный индикатор состояния экономики. Там рост поступлений этого налога составил 42%.

Что касается муниципального бюджета, для нас имеют большое значение доходы от использования имущества – земельного, аренды помещений и т.д. В этом году департамент имущественных и земельных отношений выполняет план, в отличие от прошлого года, но это все равно меньше, чем было в 2008 - 2007 годах. Если раньше эти доходы составляли до 9 млрд рублей, то сейчас – лишь около 4 млрд рублей, а ведь это – бюджет развития.

Инвестиционная привлекательность Новосибирска растет, но не так быстро, как хотелось бы. Не всегда инвесторы возвращаются к своим проектам, к своим площадкам, за отводом которых они обращались к нам раньше.

Предприятия малого и среднего бизнеса тоже не спешат выкупать арендованное у города имущество, на что они имеют первоочередное право по 159-му федеральному закону. Как известно, действие этой льготы было продлено до 1 января 2013 года. Это значит, что выкуп будет происходить позже, а у нас не будет стабильного дохода, поэтому в ближайшие два года, думаю, эта составляющая бюджета не будет прирастать.

Мы прогнозируем, что бюджет 2011 года вырастет незначительно к уровню 2010 года - на 2-3%. В предыдущие годы мы привыкли к росту в 20-22% и соответственно планировали свои программы по строительству детских садов, капитальному ремонту школ, в дорожно-транспортной отрасли.

- Исходя из этой динамики, когда, по вашим прогнозам, экономика Новосибирска выйдет на докризисный уровень?

- Если бы бюджет города формировался за счет таких налогов, как налог на прибыль, то можно было бы ожидать, что это произойдет в один год. Но у нас этих налогов нет. Есть налог на доходы физических лиц, но он прирастает не так бурно.

У нас в 2007 году был самый большой бюджет – почти 31 млрд рублей. Сейчас – 27 млрд рублей. Думаю, что года три потребуется для выхода на докризисный уровень.

- Согласно программе заимствований городского бюджета на 2010 год, Новосибирск в этом году намерен привлечь средства в объеме 7,918 млрд рублей, в том числе 1,5 млрд рублей – за счет размещения облигационного займа, 5,74 млрд рублей составят банковские кредиты. Как продвигается привлечение кредитных ресурсов? Когда может состояться размещение облигационного займа и по какой ориентировочно ставке?

- Нами уже проведены открытые аукционы на предоставление кредитных ресурсов для бюджета Новосибирска и заключены муниципальные контракты с коммерческими банками на общую сумму более 4 млрд рублей, а также получен бюджетный кредит на строительство третьего моста через Обь в объеме 677,7 млн рублей сроком на 5 лет. В настоящее время город проводит работу по регистрации облигационного займа в министерстве финансов России. Принятие решения о размещении облигационного займа в объеме порядка 1,5 млрд рублей будет зависеть от ситуации на финансовых рынках.

- Как вы оцениваете ход реализации, пожалуй, крупнейших за последние годы проектов - третьего моста через Обь и строительства метрополитена?

- Реализация идет вполне успешно. Сам факт того, что началось строительство Оловозаводского моста, так сказать, знаменателен и эпохален.

Конечно, первый год строительства ставит очень трудные задачи – развертывание строительной площадки, отработка взаимоотношений с проектной организацией уже по рабочему проектированию и т.д.

Средства, предусмотренные на этот год – 500 млн рублей из бюджета области, 500 млн из бюджета города и 672 млн рублей мы получили в виде бюджетного кредита от Федерального бюджета, итого 1,672 млрд рублей.

Часть этих денег направляется на расчеты за проектные работы, часть – на снос частного жилья, попадающего в зону застройки – нужно снести 107 домов и расселить людей, предоставить им новое жилье, выплатить компенсации, полагающиеся по условиям расселения. На сегодняшний день расселено около 40 домов, эта работа продолжается.

Идет возведение опор моста на правобережной части, сейчас мы заканчиваем работы на 25-й опоре, приступаем к работам на островной части, на опорах с 12-й по 14-ю, получили первую поставку металлоконструкций Курганского завода металлоконструкций, через месяц получаем вторую партию. В сентябре, по нашим расчетам, начнется монтаж пролетных сооружений. Поэтому, думаю, что план на этот год будет выполнен.

Очень хорошо подготовлена строительная площадка – и с точки зрения технологий, и с точки зрения условий для строителей, сейчас завершается развертывание городка строителей, чтобы у них была возможность работать в две смены.

В следующем году, как бы ни было сложно с бюджетом, мы планируем в бюджетах области и города по 750 млн рублей и надеемся, что еще 1,5 млрд рублей получим из федерального бюджета.

Мы рассчитываем, что это будет уже не бюджетный кредит – за бюджетный кредит мост не построить, потому что мы можем попасть в сложное положение через 4-5 лет, когда эти кредиты, хотя и льготные, придется возвращать.

Пока существует договоренность о том, что в следующем году Минтрансом будет выделена целевая субсидия до 2 млрд рублей на строительство моста.

- На ваш взгляд, ввод в действие участка северного объезда и, прежде всего, моста разгрузил как-то транспортную систему города?

- Конечно, хотя этот объект и не в черте города, но транспортный поток в Новосибирске очень сильно перераспределился.

Я думаю, что и ремонт улиц по программе "Дороги России", по которому мы получили 1,374 млрд рублей в рамках проекта "Единой России", сделал многие из них более проезжими и тоже перераспределил потоки транспорта внутри города.

Что касается метро - задача этого года - сдать станцию "Золотая нива". Думаю, что она будет сдана в сентябре или начале октября, возможно, мы приурочим это ко Дню дорожника.

Работа идет, хотя есть некоторые вопросы по финансированию. Чтобы сдать станцию полностью, необходимо 841 млн рублей. Есть предпосылки, что до конца года мы получим целевую субсидию из Минтранса в объеме 400 млн рублей. Около 420-430 млн рублей уйдет как кредиторская задолженность на следующий год, мы закладываем в бюджете города 300 млн рублей, и 114 млн - в бюджете области.

А вот перспективы дальнейшего строительства метрополитена под вопросом. Сегодня все города, которые занимаются строительством метро, настойчиво доказывают Минфину, правительству, что без совместного финансирования, только за счет средств городов и субъектов федерации строить метро невозможно.

Есть предпосылки, что будет принят соответствующий закон, но если этого не произойдет – мы сразу говорим, что не сможем продолжать строительство и будем вынуждены его приостановить.

Да, у нас в планах выход на площадь Станиславского, наши планы подкрепляются тем, что промышленные площадки Ленинского района начинают оживать, поток людей становится больше.

- Сколько средств в 2010 году направлено на ремонт и содержание автомобильных дорог?

- В этом году мы из своего бюджета, с помощью областного бюджета, который добавил нам 110 млн рублей, направляем 464 млн рублей на все виды работ – текущий и капитальные ремонт, исключая строительство новых дорог. Как я уже говорил, еще 1,374 млрд рублей на эти же цели получено по программе "Единой России". Такие финансовые ресурсы позволят отремонтировать дороги примерно на 250 улицах. Это далеко не только Красный проспект, но и самые отдаленные уголки – и Затон, и выход на Колыванскую трассу, выход на Гусинобродское шоссе, ул.Титова, 2-я Станционная и многие другие. В одном только Академгородке ремонтируются участки на 12 улицах - Российской, Университетском проспекте, проспекте Коптюга, улице Пирогова, всех улицах, ведущих к технопарку. Отмечу, что рекордным был 2007 год, когда всеми видами работ было охвачено около 1,1 млн кв. метров дорог, и то это было 87% от норматива.

Один из подрядчиков, кстати, работает только в ночную смену – меньше поток транспорта, работы вести легче. Под ответственность глав районов организовано питание, чтобы дорожники не ходили в поисках кафе.

- Как осуществляется контроль, исполняют ли подрядные организации гарантийные обязательства?

- Осваивать такие средства в короткое время трудно – строительный сезон у нас заканчивается в октябре, но это будет сделано без ущерба качеству.

Как и в прошлые годы, заключен договор с лабораторией Сибирского государственного университета путей сообщения, который делает комплексную проверку по всем техническим параметрам, предусмотренных СНиП.

Кроме того, в начале этого года мы приобрели муниципальную лабораторию и заключили договор с аналогичной лабораторией из Томска.

Во-вторых, усилены линейные группы контроля, которые проверяют внешние характеристики дорожного полотна – температуру асфальта, уклон, поверхность и так далее.

Сейчас у каждой бригады дорожников есть специальный термометр для измерения температуры асфальта, которая при укладке не должна быть ниже 140 градусов и не более 180.

Уже несколько лет мы используем новые технологии – полотно дороги покрывается защитным слоем 3 см по технологии "Сларри-Сил", ямочный ремонт проводится инъекционно-струйным методом.

В этом году применили и новую технологию в порядке эксперимента – в асфальт добавляется резиновая крошка, что позволяет сделать асфальтовое покрытие более эластичным. На ул.Никитина уложено около 1,2 км такого асфальта. Внешний вид, конечно, лучше, но, однако, будем смотреть, как это покрытие перенесет зимнюю эксплуатацию.

К сожалению, не всегда подрядчики работают с должным качеством – например, по ул.Титова. Мы сомневались в способностях подрядчика, выигравшего конкурс на ремонт этой дороги, но он выиграл конкурс в полном соответствии с законом. Однако когда работы были завершены, выяснилось, что технология была нарушена – по плотности покрытия, по водопроницаемости. Сейчас подрядчик переделывает работу.

Аналогичный факт был выявлен на Мочищенском шоссе – там был просто негодный асфальт, пережженный, из пяти проб только одна была нормального качества.

Всего в текущем сезоне уже выполнены гарантийные работы на площади около 4 тыс. кв. м.

- Владимир Филиппович, давайте перейдем к другой теме. Вопросы энергосбережения крайне актуальны для нашего города. В 2010 году завершается целевая программа оснащения жилищного фонда приборами учета. Теперь вся ответственность за установку счетчиков ложится на собственников жилья. Рассматривается ли возможность поддержки жителей города?

- В соответствии с решением правительства установку приборов учета и их ввод в эксплуатацию обязаны выполнять собственники жилья. Мы же, в свою очередь, обеспечиваем поддержку жителей города в этом вопросе. При установке приборов будет предусмотрена адресная материальная помощь по линии социальной защиты. Для ускорения выполнения работ по установке приборов учета с привлечением заемных средств мэрией сейчас рассматривается вопрос оплаты кредитным организациям процентной ставки по обслуживанию кредита.

В 2011-2012 гг. в Новосибирске будет действовать целевая программа, в которой предусмотрено оказание финансовой помощи собственникам многоквартирных домов с транзитными инженерными коммуникациями.

Домов, подлежащих оснащению приборами учета с двумя и более узлами управления, в Новосибирске 668. Жители этих домов невольно стали заложниками ситуации и вынуждены были бы при установке узлов учета нести двойную, а то и тройную финансовую нагрузку. Чтобы обеспечить конструктивную и техническую возможность установки коллективных приборов учёта энергоресурсов по принципу – "один дом – один узел учета" и при этом соблюсти принцип социальной справедливости и предполагается за счет городского бюджета выполнить работы по реконструкции трубопроводов.

- Новосибирск периодически посещают делегации из разных стран. Как наш город выглядит в области международного сотрудничества? Есть ли новые инвесторы, возможно иностранные, готовые вкладывать средства в развитие Новосибирска?

- Новосибирск на международном уровне выглядит вполне достойно. Назову несколько, на мой взгляд, наиболее важных фактов, говорящих в пользу высокого статуса Новосибирска на международной арене.

Одной из важных задач для нас является налаживание дружеских отношений с зарубежными городами. На сегодняшний день у нашего города семь побратимов в США, Японии, Китае, Республике Корея, Болгарии и Киргизии. Сейчас прорабатывается возможность установления побратимства с городами Германии и Франции.

В конце июня в Новосибирске на праздновании Дня города и 20-летия установления побратимских отношений с Саппоро находилась представительная делегация из нашего японского города-побратима. Я и мэр Саппоро подписали "Декларацию о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества", в которой обозначили перспективные направления совместной работы на ближайшие пять лет.

Новосибирск активно участвует в работе международных организаций. Мы являемся единственным представителем России во Всемирной ассоциации технополисов. В Новосибирске действуют дипломатические и торговые представительства, культурные центры ряда стран: ФРГ, Италии, Франции, Болгарии, Израиля, Республики Корея, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Японии.

Городские власти, со своей стороны, стараются стимулировать деловую активность в Новосибирске. Мы участвуем в организации целого ряда разнообразных мероприятий с участием зарубежных специалистов и гостей, оказываем содействие в проведении подобных встреч. Например, Международный молодежный инновационный форум "Интерра", в рамках которого в прошлом году состоялось заседание рабочей группы Молодежной Большой Восьмерки.

Новосибирск идет по пути интеграции в международную систему здравоохранения. В конце прошлого года между администрацией города, форумом Коха-Мечникова и объединением больниц Саксонии было подписано соглашение о сотрудничестве.

Достаточно хорошо развита в нашем городе выставочная деятельность. Компания "ITE Сибирская ярмарка" является одним из крупнейших региональных экспоцентров в России, где ежегодно проходит около семидесяти выставок, значительная часть которых - международные.

Надо сказать, что рост инвестиционной привлекательности Новосибирска в период экономического кризиса, конечно, замедлился. Мы ощутили некоторое снижение интереса к реализации проектов в нашем городе. Однако это произошло повсеместно, не только в Новосибирске. Сегодня же мы видим признаки оживления: потенциальные инвесторы заявляют о готовности делать вложения. Крупные проекты реализуются или планируются в сферах гостиничного бизнеса, логистики, транспорта, IT. Например, группа "Альберго", которая входит в эстонскую Pro Kapital Grupp, уже приступила к возведению отеля Domina Hotel Novosibirsk класса "четыре звезды". Французская фирма "Альстом" проявила интерес к поставкам и обслуживанию рельсового транспорта. Корейская "МЕСЕН Ай-Пи-Си" выразила желание построить в Новосибирске завод по выпуску полиэтиленовой пены.

Так что потенциальные инвестиции есть. Руководство города же со своей стороны делает все необходимое для обеспечения использования привлеченных ресурсов на развитие территории Новосибирска и улучшения качества городской среды.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще