- Алексей Николаевич, министерство экономического развития Новосибирской области - новая форма в структуре региональной власти. Чем занимается министерство, какие задачи перед ним стоят?
- Минэкономразвития - это министерство, которое должно определять стратегические направления социально-экономического развития, точки роста, механизмы достижения поставленных целей. Минэкономразвития Новосибирской области сегодня координирует реализацию на территории региона административной реформы, занимается анализом и оптимизацией использования бюджетных средств, в частности, направляемых на социальную инфраструктуру, участвует в формировании бюджета развития. Кроме того, мы формируем банк инвестпроектов и занимаемся привлечением инвесторов в регион. Это особенно важно в условиях острой конкуренции за каждый рубль не только между проектами, но и между регионами. За любым инвестором всегда стоит экономический процесс, налогооблагаемая база, социальная политика…
Например, проводя административную реформу, мы стремимся убрать излишние функции, устранить их дублирование. Привести все функции в соответствие с разграничением полномочий между Федерацией, субъектом Российской Федерации, и муниципальным уровнем управления. Важно понимать, что все полномочия должны быть подкреплены соответствующими ресурсами.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств мы сейчас занимаемся оптимизацией социальной инфраструктуры - это дома культуры, библиотеки, здания и сооружения, используемые для предоставления социальных услуг. Бюджет тратит большие деньги на содержание этой инфраструктуры - это оплата коммунальных услуг, ремонт, зарплата сотрудникам учреждений. При этом не все учреждения эксплуатируются с полной загрузкой. К примеру, стоит детский сад, загруженный на 30%, рядом стоит школа, загруженная на 20%. Оба здания содержим, за все платим деньги. Оптимальное решение - объединить школу и детский сад, внутри школы выделить несколько помещений, чтобы организовать там детский сад. Освободившееся здание мы можем перепрофилировать или выставить на продажу.
Мы реализовали пилотный проект. Проехали три района области, составили карту, описание каждого объекта - от географического расположения и условий содержания здания и до года постройки и количества персонала. В результате мы сделаем карту социальной инфраструктуры Новосибирской области, чтобы на ее основе принимать оптимальное решение по использованию социальных объектов.
Подчеркну, что сэкономленные деньги - это то же самое, что заработанные.
Сейчас регион переходит на программно-целевой принцип управления. Бюджетное финансирование должно быть подчинено определенной цели. Цели прописаны в "Стратегии-2025" и программе социально-экономического развития области до 2015 года - это комфортные условия проживания и конкурентоспособная экономика Новосибирской области. Под эти цели формируются наши бюджетные затраты через ведомственные целевые и долгосрочные целевые программы. Работа непростая, она начата с 2010 года. Постепенно, думаю, года за 3-4 мы придем на программно-целевой подход, когда практически весь бюджет будет упакован не постатейно, а по программам.
Немаловажным фактом также является создание условий для привлечения инвесторов. Мы выстраиваем правила поведения, законодательную базу, которые позволят бизнесу четко понимать, на что он может рассчитывать на нашей территории, какие у нас принципы работы, куда он может обратиться, где он может получить ту или иную помощь. Это направлено на создание инвестиционно привлекательного климата в Новосибирской области.
- Расскажите о наиболее перспективных инвестиционных проектах Новосибирской области. Есть ли среди них новые?
- Сейчас самые крупные - это технопарк новосибирского Академгородка, Промышленно-логистический парк (ПЛП) "Толмачево". Эти проекты всем известны. Также работаем над созданием биотехнопарка в наукограде Кольцово, проходим стадию согласования с научным центром вирусологии и биотехнологий "Вектор". У региона есть огромный научный потенциал и уникальный кадровый состав. На площадке биотехнопарка можно будет апробировать научные идеи, создавать продукты и запускать в производство. Программу планируем представить уже в июне.
Область помимо существующих форм поддержки инвесторов нуждается в парке строительных технологий. Такая идея прорабатывается и может быть реализована в ближайшие 2-3 года. Кроме того, в регионе планируется создание кластера силовой электроники. Мы видим, как развиваются экономические процессы во всем мире. С нашим научным потенциалом мы можем производить высокотехнологичное оборудование именно в силовой электронике, чтобы это было востребовано не только на межрегиональном, но и на международном рынке. У нас есть НПО "Элсиб", есть предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые тоже занимаются силовой электроникой.
- На одном из заседаний правительства Новосибирской области на суд был представлен доклад "Агентства регионального маркетинга" о перспективах развития Убинского района Новосибирской области. Как я понимаю, это сделано впервые и будет проведено во всех районах. Каковы цели анализа, что он даст?
- В сферу Минэкономразвития входит и работа с районами. Чтобы понять, какая продукция может производиться в том или ином районе, мы должны правильно с точки зрения маркетинговой политики понять, чем уникален именно этот район. Условно говоря, в Сузунском районе большой потенциал рекреации и лесопереработки, в Кочковском - большой потенциал в области сельхозпроизводства, у Северного - в области торфяных запасов, запасов деловой березы. Инвестиционный потенциал и особенности есть у каждого района области, и мы должны их понять и эффективно использовать.
Задача, которую я поставил областному "Агентству регионального маркетинга" - выезжайте на место, оценивайте, спрашивайте население, что они хотят, смотрите, какие бизнес-процессы там есть. Изучите, как относится к этому бизнес, население, власть, и начинайте, исходя из этого, формировать бизнес-предложения для каждого района. У нас 30 районов, такой комплексный подход мы должны будем применить к каждому из них.
- По итогам анализа всех районов планируется сформировать комплексную программу развития области?
- На каждой территории уже существует комплексная программа социально-экономического развития района. Эта программа учитывает шаги, которые сам район для себя видит. Наша задача это все привести в единое состояние, чтобы учитывались преимущественные факторы и отрицательные стороны. Если мы понимаем, что два соседних района могут производить ту или иную продукцию, либо сильны в одном и том же секторе, это могут быть составляющие одного и того же производственного процесса, а не конкурирующие производства. На фоне даже двух районов можно увидеть, кто в чем хуже, кто лучше. Маркетинговое исследование поможет скорректировать эти программы развития. Решить одномоментно это невозможно. Мы должны четко формировать программу с учетом географического положения, имеющегося потенциала, кадрового состава, территориальной схемы планирования, логистических возможностей, оптимальных отраслевых процессов, которые присущи территориям области. Задача очень непростая, но именно из такого анализа мы сможем определять комплексное развитие сельских территорий Новосибирской области.
- Алексей Николаевич, ранее вы руководили "Новосибирским областным агентством ипотечного кредитования". Что привело вас на государственную службу? Что, по-вашему, может привнести во власть "человек бизнеса"?
- Разницы между этими сферами с точки зрения управления нет. Единственное - решения, которые ты принимаешь на посту чиновника, более ответственны и важны. Тот опыт, что я получил в бизнесе, применяется и здесь. С губернатором Василием Юрченко мы обговаривали задачи, о которых я вам рассказал. И поверьте, для того, чтобы их исполнить, нужно сначала быть в рынке, чтобы понимать, как люди в рынке выживают, чем они живут, с какими проблемами сталкиваются. Когда ты на той стороне побывал, тогда сможешь понять, чем бизнесу помочь с другой стороны.
Второй момент - опыт работы в бизнесе мне позволяет выстраивать нормальные отношения с бизнесменами и инвесторами, которые обращаются к нам. Мы стремимся выстроить систему взаимоотношений, чтобы инвестор априори знал, куда прийти и какие программы использовать. Регион должен уметь принимать инвестора - должен быть готов и инфраструктурно, и законодательно, чтобы все административные барьеры были сняты.
Разница между бизнесом и органами государственной власти выглядит следующим образом: если бизнес зарабатывает деньги, производя что-то либо оказывая услуги, то государство зарабатывает деньги, четко администрируя налогооблагаемую базу. При этом бизнес заработанные деньги направляет либо на собственную капитализацию, собственное развитие, либо в конечном итоге на собственное обогащение. Государство направляет эти средства или на дальнейшее экономическое развитие, или на социальную политику.
- Недавно мэрия Новосибирска представила программу формирования позитивного имиджа Новосибирска до 2020 года. В нее вкладывается более 200 млн рублей. Насколько, по вашему мнению, эффективны такие программы и нужна ли аналогичная области?
- Конечно, нужна. Чувство гордости должно быть у каждого новосибирца. Нужно ценить и любить место, где ты живешь - гордиться им и делать все, чтобы оно процветало и экономически, и эстетически. Сравнивать себя с другими регионами, конечно же, нужно, чтобы понимать свои сильные стороны и работать над слабыми. И продвижение имиджа обрасти и городов является неотъемлемой частью успеха в будущем. Когда я слышу от людей, что у нас жить плохо, хочется посоветовать им поездить по России и побывать в других городах. Безусловно, необходимо позиционировать регион, рассказывать о том, что нам удалось сделать. Надо донести до наших граждан, на каком уровне мы находимся по сравнению с соседними регионами, что мы умеем делать, куда мы движемся, к чему стремимся. Каждый горожанин, житель области должен понимать, как формируется областной или городской бюджет, как он расходуется и для каких целей.
Например, я знаю, что на этот год мы запланировали в бюджете деньги на строительство большого многофункционального центра в Чанах. А кто из жителей Чанов знает об этом?.. Это и наша проблема, правительство тоже должно работать с местными радио, газетами, телевидением. Создание позитивного имиджа - это очень важное направление.
- Оцените, как Новосибирская область выглядит на фоне соседних регионов? На что, по-вашему, следует обратить пристальное внимание, а в чем область лидер?
- Главное преимущество и специфику области составляет уникальный даже по мировым масштабам научно-образовательный комплекс: 55 академических институтов Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской конструкторско-технологических и проектных институтов, 46 вузов.
Новосибирская область имеет весьма сильные позиции на фоне других сибирских регионов по темпам роста сельскохозяйственной продукции, уверенно лидирует среди субъектов Сибирского федерального округа по темпам и масштабам жилищного строительства. В 2011 году Новосибирская область вернула себе первое место в округе по объему розничной торговли, сложившемуся на фоне достаточно низкой инфляции. У нас практически самый низкий уровень зарегистрированной безработицы, а по росту реальной заработной платы нас опережает только Кемеровская область.
Следующий момент, который надо отметить, - это выгодное экономико-географическое положение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, статус Новосибирска как центра Сибирского федерального округа.
С уважением отношусь к нашим соседям, но они таким преимуществами не обладают, поэтому именно на это мы должны делать стратегический упор. Используя наши преимущества, обеспечив слаженную работу по сбалансированному комплексному развитию по всем направлениям, мы обеспечим динамичное развитие Новосибирской области.
Мы рады любому инвестору, но особенно мы заинтересованы в инвестициях в те отрасли, в которых мы имеем преимущества.