Сибирь / Эксклюзив 27 февраля 2014 г. 16:42

Министр регионального развития РФ И.Слюняев: "Дальний Восток и Сибирь должны логично вписаться в схему пространственного развития России"

XI Красноярский экономический форум открылся 27 февраля. Одной из его главных тем станет развитие Сибири и Дальнего Востока. О своем видении стратегии развития этой части страны в своей эксклюзивной статье для "Интерфакса" рассказал министр регионального развития Игорь Слюняев.

Министр регионального развития РФ И.Слюняев: "Дальний Восток и Сибирь должны логично вписаться в схему пространственного развития России"
Фото официального сайта Минрегиона РФ

Разрабатывая стратегию развития Дальнего Востока, мы должны исходить из того, что в этом регионе конкуренция между Россией и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона давно началась. И "опережающее развитие" Дальнего Востока по отношению к российским территориям является ни чем иным, как "догоняющим" развитием в отношении экономик "азиатских тигров".

Нам будет трудно выработать эффективную стратегию без понимания национальных внешнеполитических приоритетов в этом регионе, и любые подходы, связанные с развитием Дальнего Востока всегда будут иметь политическое звучание. Такие приоритеты важно утвердить через Основы государственной политики в Сибири и на Дальнем Востоке.

С точки зрения комплексного подхода важно рассматривать этот регион как один мегарегион - Сибирь и Дальний Восток, гармонично вписать его в систему национальных приоритетов и схему пространственного развития Российской Федерации.

Уточнение принятых в 2009-2011 годах стратегий социально-экономического развития должно учитывать все факторы, прогнозы и риски. Следующий шаг – разработка схемы расселения и схемы размещения производительных сил. Дальний Восток и Сибирь должны логично вписаться в схему пространственного развития Российской Федерации.

Важно рассматривать развитие региона как решение наших собственных задач и формирование конкурентных преимуществ, а не исключительно как попытку вырваться на азиатско-тихоокеанские рынки. Только через решение наших собственных проблем мы можем укрепить свои позиции и выдержать конкуренцию с быстро растущими экономиками государств АТР.

Драйверами роста и развития, главным элементом ресурсного обеспечения должны стать инвестиции, и в первую очередь – иностранные. Привлечь такие инвестиции необходимо через создание условий для бизнеса, так как у государства необходимых средств недостаточно.

Любой иностранный инвестор, приходя в Россию, рассчитывает на получение сверхприбыли, при этом старается ничего не нарушать. Как не напугать инвестора? Только через защиту собственности, отказ от избыточного регулирования, простой для толкования и применения закон и конкурентный в сравнении с соседями налоговый режим.

За иностранные инвестиции соревнуются более 80 стран мира. В ряду наших основных конкурентов в этом регионе – Индия, Япония. Но у этих государств нет возможности для создания и получения прибыли, сопоставимой с прибылью, извлеченной из бизнеса, сделанного в России.

Через надлежащее регулирование трудовой миграции, от получения вида на жительство до получения гражданства, мы сможем решить проблему обеспечения Дальнего Востока и Сибири трудовыми ресурсами. Основные трудовые ресурсы важно найти в России - мотивацией к переезду, в том числе из моногородов, организацией работы вахтовым методом, а также через программу переселения соотечественников. И можно вспомнить о 40 млн безработных в государствах Европейского Союза (Чехия, Словакия, Сербия, Болгария, Румыния, Польша и другие).

В начале 1980-х годов Китайская Народная Республика начала "четыре модернизации" Дэн Сяо Пина, китайцы выиграли конкурентную борьбу благодаря дешевой рабочей силе, американским инвестициям и рынкам сбыта. Мы можем выиграть конкуренцию за счет сырья: добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов, разделения и экспорта продукции.

Наиболее эффективным механизмом в современных условиях являются инвестиции в крупные проекты на основе концессионных соглашений. Вопрос только в том, насколько далеко мы готовы пойти, вовлекая иностранные компании в такие отношения.

Геологическая база была разработана в СССР до 2025 года и с советских времен мы практически ничего не делали в части разведки и постановки на баланс минерально-сырьевых ресурсов. Это "кубышка", которую необходимо пополнять и сохранить для будущих поколений и развития страны. Нефть и газ наши соседи везут за тысячи километров (Япония, Китай, Южная Корея). Российское сырье значительно ближе и дешевле, и необходимы вложения в геологию, добычу, переработку сырья, при этом добавленная стоимость должна создаваться и оставаться в России.

В регионе практически нет крупных международных товарно-сырьевых бирж. Россия, являясь крупнейшим поставщиком зерна, нефти, угля, металла, древесины, минеральных удобрений, других минерально-сырьевых ресурсов, может стать самой большой товарно-сырьевой биржей в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В стратегических подходах мы должны учесть: индустрию туризма, развитие которого не требует больших капитальных вложений, питьевую воду (одна из самых больших проблем этого региона). Дальний Восток можно объявить зоной, свободной от ГМО, и это станет нашим конкурентным преимуществом. Производство биотоплива за счет бросовых земель, выведенных из обращения, может оживить сельское хозяйство.

Федеральные целевые программы, региональные программы, проекты институтов развития в рамках единой системы координат необходимо ориентировать на конкретные приоритеты, программы не должны быть "сразу и обо всем". При этом главными приоритетами остаются развитие территорий и повышение экспортного потенциала, а социальная сфера и инженерная инфраструктура опережающими темпами формируются вокруг точек роста. А для этого необходимы новые идеи и мощный научный потенциал, экономика знаний должна стать главным ресурсом развития региона.

Особое место принадлежит транзитному и транспортному потенциалу этого мегарегиона, не до конца раскрытому с точки зрения участия России в составе международных транспортных коридоров, например "Европа – Западный Китай". Из десяти основных торговых портов на Дальнем Востоке девять принадлежит китайцам, один – Сингапуру, очевидны хорошие международные перспективы развития Северного морского пути, и этот проект должен стать одним из приоритетных проектов развития региона.

Большой Владивосток сегодня по факту является точкой роста и такую тенденцию необходимо закрепить. Но при этом идти с Владивостока на Северный морской путь дорого. В этой связи России необходим второй порт в Магадане или Бухте Провидения. Чрезвычайно важно на Дальнем Востоке развивать два порта одновременно, и они должны быть незамерзающими. Кстати, проект создания большого морского порта во Владивостоке поддерживают и южные корейцы.

При оценке проектов, на реализацию которых мы планируем направить серьезные средства: БАМ, Транссиб, мостовые переходы через Лену, путепровод (тоннель) на Сахалин и другие проекты – на первом месте должны находиться эффективность и окупаемость. К сожалению, следует отметить, что в России нет серьезной экономической экспертизы крупных инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетной системы и институтов развития.

Сложные и комплексные задачи предстоит решать России в ближайшие десятилетия в Сибири и на Дальнем Востоке. Наша цель – повышение качества жизни через экономическое развитие. По мнению экспертов, мы должны "в очень короткие сроки пройти путь от Монголии до Южной Кореи".

С 2010 года после успешного завершения "четырех модернизаций" в КНР стали говорить о китайской мечте – благоустроенном государстве для народа, базирующемся на конфуцианской этике "Пять Выше": духовное выше материального, общее выше частного, справедливость выше закона, служение выше владения, власть выше собственности.

Одной из существенных особенностей, которая отличает русского человека (человека, любящего Россию, думающего и говорящего по-русски) от европейца, американца или азиата, является способность к парадоксальному мышлению. Такая способность – главный элемент стратегического мышления. Мы можем победить в конкурентной борьбе, обеспечить быстрый экономический рост и повысить качество жизни людей только в том случае, если у нас появится настоящая стратегия развития Сибири и Дальнего Востока.