Сибирь / Эксклюзив 27 ноября 2012 г. 15:02

Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Е.Селедцов: "Необходимо сформировать целостный и системный подход в работе ЖКХ"

Министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Е.Селедцов: "Необходимо сформировать целостный и системный подход в работе ЖКХ"

            Недавно назначенный министр поделился с агентством "Интерфакс-Сибирь" своим видением того, какие преобразования следует провести в области ЖКХ, и планами будущей деятельности министерства в сфере развития электроэнергетики и авиационной инфраструктуры Иркутской области.

            - Евгений Васильевич, расскажите, как проходит начавшийся отопительный сезон, с каким проблемами столкнулось министерство с его началом?

            - Отопительный сезон начался у нас 3 сентября с пуска тепловых источников на севере области. Развернуто мы приступили к отопительному сезону с 17 сентября, и уже к концу сентября в эксплуатацию были введены все 100% теплоисточников по Иркутской области.

            Проблемы у нас возникают периодически то в одном муниципальном образовании, то в другом. Я считаю, что это все происходит от отсутствия системности в подходах к поставкам топливно-энергетических ресурсов к каждому конкретному тепловому источнику. И именно это одна из приоритетных задач министерства на сегодняшний день - сформировать целостный, системный подход по вопросу поставок топливно-энергетических ресурсов. Я считаю, что тех денежных средств, которые выделяет бюджет Иркутской области, достаточно для формирования запаса топлива на всех теплоисточниках области. Внутри субсидий правительства области заложена так называемая топливная составляющая, которая должна в неукоснительном порядке эксплуатирующими организациями направляться на приобретение топливных ресурсов.

            Но далеко не везде это происходит. Конкретно эта ситуация сложилась в Усть-Кутском районе, где по 2012 году на ноябрь месяц мы профинансировали 243 млн рублей, на город Усть-Кут - 216 млн рублей. Они считают, что им этих средств недостаточно. Простые математические действия с паспортом того или иного теплоисточника и сведениями о необходимых объемах топливно-энергетических ресурсов, которые я провел, показали, что на эти деньги можно было обеспечить теплоисточники не только на текущий отопительный сезон, но и на 1,5 года вперед.

            Муниципалитет передает тепловой источник в аренду коммерческой организации, которая ведет свою экономику, выводит свою себестоимость и предъявляет экономически обоснованный тариф за теплоэнергию. На данный момент для меня процедура не очень прозрачна и соответственно вызывает вопросы. К сожалению, у министерства нет контрольной функции - прокуратура и законодательство РФ ограничивают полномочия министерства на осуществление контрольных функций в отношении коммерческих организаций. Мы вправе только потребовать отчет от коммерческой организации, куда они использовали эти денежные средства. Достоверность этих цифр министерство проверить не может.

            Мы рассматриваем различные процедуры в рамках нормативно-правового поля, которые на сегодняшний день существуют, для того чтобы нам избежать постоянного попадания в эту ситуацию. В частности по Усть-Куту мы на данный момент подготовили обращение в прокуратуру Иркутской области, для того чтобы они своими полномочиями проверили конкретно Усть-Кутский район на предмет использования 243 млн рублей.

            На данный момент у меня стоит задача попытаться посмотреть, каким образом мы можем понимать процедуру использования денежных средств, выделенных из бюджета, с точки зрения исполнения коммерческими организациями своих обязательств по формированию своих топливных составляющих.

            - В преддверии нынешнего отопительного сезона и его начале шумно обсуждались вопросы, касающиеся работы ТЭЦ города Байкальска. Причем обсуждение это зачастую граничило по накалу с конфронтацией между правительством области и руководством ОАО "Байкальский ЦБК". В чем, по-вашему, источники и причины этой ситуации?

            - Я считаю, то, что происходит в Байкальске, связано с неким манипулированием ситуацией в этом городе со стороны тех людей, которые сейчас осуществляют управление комбинатом как таковым и ТЭЦ комбината в частности.

            БЦБК имеет в своем распоряжении ТЭЦ, которая снабжает теплом как население и социальную сферу города Байкальска, так и технологические процессы самого комбината. В общем объеме потребления угля на ТЭЦ ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" потребность в энергоресурсах для населения составляет 20,9%. При этом БЦБК имеет задолженность за поставки угля перед ООО "Востсибуглесбыт" по прошлому году в размере 46 млн рублей и по этому году - 39,5 млн рублей. То есть предыдущая и текущая задолженность растет в постоянном режиме, и понятна в связи с этим позиция ООО "Востсибуглесбыт", которое хочет, чтобы БЦБК заплатил за поставленный уголь. Правительству Иркутской области в лице профильного министерства пришлось вмешиваться, уговаривая "Востсибуглесбыт" отгрузить эшелон угля для того, чтобы у нас не произошло коллапса, а нам за это время попытаться порешать проблемы, связанные с углем для комбината. На сегодняшний день уголь ушел.

            Вообще говоря, со стороны правительства предприняты все необходимые меры по штатной подготовке к отопительному сезону. В том числе подписано соглашение о финансировании непосредственно БЦБК по программе подготовки к отопительному сезону в размере 25,534 млн рублей, из которых 15 млн рублей было заведено сразу, а остатки мы доначислили по факту готовности документов от БЦБК. Более того, изыскивая возможность войти нормально в штатный режим работы и пройти отопительный сезон, 13 сентября этого года правительством Иркутской области был инициирован и подписан план-график решения проблемных вопросов по БЦБК, в том числе и по финансированию в счет подготовки к отопительному сезону. Общая сумма по, условно говоря, тепловому направлению составила 52,5 млн рублей, которые уже на сегодняшний день фактически в полном объеме нами проплачены.

            Естественно, от услуг БЦБК нужно будет отказываться по многим причинам, в том числе по причине спекуляций того или иного руководителя ТЭЦ БЦБК, которые пытаются интересами жителей Байкальска решать свои коммерческие интересы. Я прямо заявляю, что так не будет.

            - Заметное место среди проблемных вопросов подготовки к отопительному сезону занимала в этом году ситуация с военными городками, расположенными в Иркутской области. Как министерство оценивает ее на данный момент?

            - По военным городкам пока ситуация стабильно удовлетворительная. Мы этот вопрос держим в режиме ежедневного контроля. Но на повестке дня проблема 1 января 2013 года, когда большинство военных городков будет снято со сметы финансирования министерства обороны. В военных городках на территории Иркутской области останется в нашем ведении 47 теплоисточников, 251 км тепловых сетей и сети водоснабжения, водоотведения и т.д. Это военный городок в Чистых ключах, три военных городка в Усольском районе, в Нижнеудинском и Чунском районах. По всем военным городкам насчитывается от 15-18 тыс. человек проживающих. Все необходимые мероприятия для того, чтобы у нас 1 января не случилось коллапса, проведены, в том числе отработано и с управляющими организациями, и с теми людьми, которые будут использовать этот жилищный фонд, и с теми организациями, которые на данный момент планируются для эксплуатации тепловых источников. Пока, до конца отопительного сезона, тепловые источники остаются на смете министерства обороны в части поставок топливно-энергетических ресурсов, но не знаю, как это будет в свете смены главы Минобороны. Я считаю, что на сегодняшний день сделано все, чтобы не случилось никаких внештатных ситуаций.

            - Планирует ли министерство в дальнейшем развивать систему опорных территорий в Иркутской области? Какие проекты на сегодняшний день реализуются совместно с частными инвесторами?

            - Систему опорных территорий, я считаю, необходимо сохранять, потому что она показала свою эффективность с точки зрения жилищной политики и обеспечения жителей области коммунальными услугами надлежащего качества. Но мы будем пересматривать процедуру по управлению такими опорными предприятиями. Я считаю, что они должны быть полностью подотчетны Иркутской области. Кроме того, в настоящий момент мы пытаемся сформировать структуру энергосервисного контракта. Смысл его таков, что частные инвесторы, приходя в отрасль, должны доказать не только эффективность вложения денежных средств, но и эксплуатировать новое оборудование. И тот эффект экономический, который производится после модернизации или строительства нового объекта ЖКХ, должен возвращаться обратно в систему.

            То, что касается частных инвестиций, - это стоит во главе угла. Для того, чтобы провести модернизацию и ремонт всего жилого фонда, который в Иркутской области есть, нам нужно 134 млрд рублей при бюджете сегодняшнем почти 100 млрд рублей. Это только жилой фонд, я не говорю о всех теплоисточниках и тепловых сетях, водоснабжении и водоотведении. Мы обязаны привлекать частные инвестиции, и в этом направлении работа поступательно идет. За весь период работы опорных территорий размер инвестиций в теплоэнергетику в нашей области составил 6,5 млрд рублей, в 2012 году эта цифра составит еще 538 млн рублей.

            Мы приступили к строительству второй котельной "Лена-Восточная" в Усть-Куте, где будет осуществлен переход с жидкого топлива (мазута) на щепу. Привлечение там планируется в размере 97 млн рублей частных инвестиций. То же самое происходит в городе Киренск, где ООО "Верхнеленское речное пароходство" также модернизирует теплоисточник - с мазута на щепу.

            - Какие основные векторы работы в сфере транспорта избрало министерство на ближайшее время?

            - Естественно, во главе угла у нас стоит развитие транспортной отрасли как таковой. Мы понимаем, что это стимул развития области вообще. Внутри этой тематики возникает вопрос повышения качества предоставления услуг автомобильным транспортом и вопросы поддержания и развития нашего речного флота, потому что те суда, которые осуществляют перевозку нефтяных грузов, должны с 1 января 2015 года иметь повышенный борт и двойное дно. Это, естественно, программа развития авиационного сообщения внутрирегиональных и межрегиональных перевозок, так называемой малой авиации.

            Мы ходатайствовали перед Росавиацией и Минтрансом о создании федерального казенного предприятия (ФПК) "Аэропорты Восточной Сибири". Мы считаем это приоритетом для сохранения так называемой сети опорных аэродромов РФ, в которую включены наши малые аэропорты: Нижнеудинск, Ербогачен, Киренск, Железногорск, Усть-Илимск.

            - Какие задачи на сегодняшний день стоят перед министерством в части создания ФПК "Аэропорты Восточной Сибири"?

            - К сожалению, Иркутская область засиделась на старте в этом отношении. На данный момент ситуация такова, что финансирование по созданию этого ФКП не было включено в проект федерального бюджета. Пока идет работа для того, чтобы внести изменения в федеральный бюджет. Кроме того, существует программа развития транспорта Минтранса РФ, которая в частности касается развития аэропортов, и мы со своими аэропортами в этой программе присутствуем. Кроме того, мы присутствуем в проекте программы развития Сибири и Дальнего Востока, которая еще не принята. Без ложной скромности можно сказать, что все аэропорты Иркутской области требуют реконструкции. Так что пока работаем по этим направлениям.

            - Какой объем средств, по оценкам министерства, потребуется для осуществления реконструкции аэропортовой сети Иркутской области?

            - Конечной цифры на сегодняшний день нет, потому что в каждом конкретном случае это должна быть полноценная проектно-сметная документация, которая прошла государственную экспертизу. В 2013 году будут проведены работы по формированию проектно-сметной документации по приоритетным международным аэропортам Иркутской области - в Иркутске и Братске.

            - Ранее говорилось, что Иркутская область планирует решить проблему энергоснабжения Бодайбинского района за счет объединения своей энергосистемы с энергосистемой Якутии. Как продвигается работа в этом направлении?

            - Объединение энергосистем - это насущная необходимость. У нас существует проблема, связанная с Бодайбинским районом, который является энергодефицитным в зимний период и стоит на особом контроле в министерстве энергетики РФ. Каскад гидроэлектростанций на Витиме в Якутии имеет понятие запертых мощностей, которые Якутия готова передать, в том числе и в Бодайбинский район, при наличии соответствующих сетей. Поэтому первоочередной задачей для решения этой проблемы является строительство сети "ПС Пеледуй - Мамакан" 220 кВт, которую мы предлагаем включить в программу развития Сибири, Дальнего Востока и Байкальского региона. Стоимость строительства данной сети составляет 13,5 млрд рублей. Кстати сказать, в программе строительства сети "Пеледуй - Мамакан" планируется привлечение частного инвестора на достаточно серьезную сумму - 4,7 млрд рублей.

            Кроме того, как альтернативный существует проект запитки Бодайбинского района со стороны Иркутской области от мощностей ОАО "Иркутскэнерго" в Усть-Куте. Строительство газотурбинной станции в Усть-Куте мощностью 630 МВт решило бы все вопросы севера Иркутской области. Сейчас вопрос строительства этой станции находится в стадии проработки проектной документации.

            Следующим шагом в рамках проекта "Иркутскэнерго" может стать развитие БАМа. Мы должны понимать, что БАМ - это не только альтернативная ветка, но и это ветка, которая позволяет нам снабжать северные территории области.

            Надо отметить, что правая ветка линии "Таксимо-Мамакан", которая на данный момент обеспечивает подачу электроэнергии в Бодайбинский район, в начале октября 2012 года была усилена переводом с нагрузки 110 кВт на 220 кВт, что позволило нам увеличить емкость Бодайбинского района до 80 МВт против 65 МВт в 2011 году. В прошлом году, когда максимум нагрузки достигал 65 МВт, начинались уже отключения. Надо отдать должное ЗАО "Витимэнерго", что они это сделали.

            - Бодайбинский район не единственный в Иркутской области, где есть проблемы с энергоснабжением. Как ситуация развивается в Мамско-Чуйском районе?

            - Большая проблема с электроснабжением существует в Горно-Чуйском городском поселении и Согдиондонском городском поселении Мамско-Чуйского района. Питает эти поселки ВЛ-35, деревянные опоры которой все сгнили. Мероприятия по реконструкции этой сети находятся в инвестиционной программе ОГУЭП "Облкоммунэнерго". Планируем 7 км этого проблемного участка за 2013 год сделать в полном объеме.